Как правило неюрисдикционная форма защиты права в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правило неюрисдикционная форма защиты права в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

Замечание 2

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Замечание 3

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Пример 1

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

  1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1, Свердловск, 1972. С. 378 — 381.
  2. Барышникова Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве. Автореф. Пермь, 2005.
  3. Гражданское право: учебник. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Теис, 1996.
  4. Коренева Ю.С. Социальная защита судей Российской Федерации в сфере труда и социального обеспечения. Автореф. М., 2006.
  5. Коренева Ю.С. Развитие общеправового понятия социальной защиты // Вопросы трудового права. 2006. N 9.
  6. Карташова В.П. Современные проблемы соотношения форм и способов защиты гражданских прав в российской цивилистике. Автореф. СПб., 2005.
  7. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.
  8. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. М., 2013.
  9. Мидонова Е.А. Форма защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2007. N 8.
  10. Петрова Е.И. Инструментарий защиты социально-обеспечительных прав граждан // Вестник Пермского университета. 2010. Выпуск 1 (7).
  11. Сапфирова А.А. Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства // Трудовое право. 2008. N 8.
  12. Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Автореф. М., 2009.
  13. Сенякин И.Н. Юридическая ответственность // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
  14. Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. Изд-во Московского гуманитарного университета. М, 2005.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997.
  16. Шелестов Д.С. Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами Российской Федерации. Автореф. М., 2004.

Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, издаваемыми согласно Конституции федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими полномочия органов исполнительной власти в определенных областях управления и устанавливающих в данных областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, полномочия соответственных органов и виды защиты граждан от незаконных воздействий служебных лицАкашева Н.И., Макашкина Т.Н. Ответственность за совершение преступлений в сфере социального обеспечения / Н.И. Акашева, Т.Н. Макашкина // Социальное и пенсионное право. — 2015. — №4. — С.88.

Немаловажную роль в данной области играет законодательство субъектов РФ. Роль исполнительной власти в обеспечении соответствующего функционирования института прав человека довольно существенна. Органы исполнительной власти не только призваны формировать потребные условия для осуществления прав и свобод граждан, но и исполняют функцию защиты данных прав. Конституция фиксирует обязанность государства по охране прав личности, что, тем не менее, не отменяет автономных активных действий индивида, употребление им многообразных методов защиты прав и свобод, не воспрещенных законодательством. Данный факт дает возможность существенно расширить возможности гражданина по защите личных интересов.

Конституция России обусловливает особенное место человека в структуре конституционных взаимоотношений, определяет охрану его прав в качестве принципа, функционирующего в социуме и государстве в целом.

Для осуществления данного принципа обязаны иметься эффективные механизмы защиты и гарантий прав личности. В иностранных государствах имеется значительный опыт формирования и функционирования разветвленной структуры институтов, способствующих гарантированию охраны прав и свобод человека, обозначенных в конституциях и зафиксированных во внутреннем законодательстве. Немаловажным компонентом охраны прав личности, одной из организационных и правовых гарантий их защиты является право на подачу жалобы. Человек вправе обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, в органы административной юстиции, в прокуратуру, к омбудсмену. В нашем государстве юридическая незащищенность населения перед разнообразными ведомствами, организациями, чиновниками и страной в принципе — факт несомненный.

Внесудебная защита прав человека — это автономный правовой институт, который регулирует социальные взаимоотношения, предусматривающие связь с отстаиванием субъективного права личности без присутствия судебных органовГалаева Л.А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования / Л.А. Галаева // Социальное и пенсионное право. — 2010. — № 4с. 364. Институт несудебной защиты выступает межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, обладающим особенным нормативно-правовым регулированием. Внесудебные формы защиты достаточно перспективны и стремительны, и, в отличие от судебной формы, они довольно статичны, решения выносятся намного быстрей, не требуется следование жестким процедурам. Помимо этого не нужно наличие особенных финансовых расходов, как со стороны страны, так и населения, чье право преступлено. Очевидно, что судебная защита уникальна и может употребляться к любым препирательствам, но недооценивать и несудебные формы защиты не следует. В практической деятельности защиты прав человека несудебные формы защиты имеют второстепенное место, потому и законодательство достаточно фрагментарно регулирует представленный институт. Малоразвитость обозначенной формы защиты и сложности при ее применении имеются из-за отсутствия отчетливой юридической регламентации процессии несудебного рассмотрения споров. В данной связи необходима научная и практическая разработка представленных вопросов.

На данный момент в теории права употребляются обусловленные попытки установить главные направления улучшения форм защиты, также и несудебной, для увеличения обеспечения прав и свобод граждан и их союзов. Последовательность данных предложений обнаружила свое отображение и в функционирующих нормативных документах. Наряду с этим, с сожалением стоит обратить внимание на то, что многие из теоретических и законодательных новшеств были сформированы без довольно серьезного рассмотрения феномена защиты права, а также без учета объективных обстоятельств существования российского населения.

Внесудебная защита в структуре права это автономный институт права, который располагает следующими критериямиЗахаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», 4-е издание, переработал и дополнил / М.Л. Захаров.- М.: ВолтерсКлувер, 2005.- с.60 :

· относительной независимостью;

· характерностью метода правового регулирования, регулируются сходные родственные взаимоотношения (защищаются права и свободы человека).

Институт внесудебной защиты прав человека — это межотраслевой, охранительный и процессуальный институт. В границах этого института имеются группы норм, которые регулируют некоторые методы несудебной защиты.

Субъектами права на несудебную защиту прав и правомерных интересов выступают как государственные органы (прокуратура, государственный нотариат, органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека РФ), так и негосударственные (общественные объединения, частный нотариат, третейский суд), уполномоченные лица, чьи права и правомерные интересы преступлены (самооборона).

Внесудебная защита содержит в себе, в первую очередь, работу специально уполномоченных органов и лиц по употреблению права, которая осуществляется со следованием отдельных процессов, далее, если отсутствует особенная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждой определенной ситуации личность автономно устанавливает последовательность защиты личного права, истекая из личных интересов и возможностей.

Характерностью процедур, употребляемых в рамках несудебной защиты прав человека, выступает то, что личности дается возможность независимого их предпочтения для отстаивания личного права. Какие действия будет свершать личность, отстаивая свое право — это ее усмотрение, самое важное, чтобы это осуществлялось в рамках законодательства.

Правомерное регулирование права на внесудебную защиту в Российской Федерации реализовывается Конституцией Российской Федерации, федеральным законопроектом, законодательными документами субъектов Российской Федерации.

Проанализировав последовательность нормативно-правовых документов, которые регулируют несудебную защиту прав и свобод человека, стоит обратить внимание, что задачей функционирования органов, предопределенных в данных нормативно-правовых документах выступает отстаивание права, то есть восстановление преступленных субъективных прав или правомерных интересов, но достигается она не при помощи использования методов защиты права, а, во-первых, методом использования прочих мер законного воздействия и, во-вторых, методом обращения к формам защиты права.

В общем же, давая оценку правовому регулированию несудебной защиты прав и правомерных интересов человека в РФ, стоит обратить внимание, что оно отвечает национальным стандартам, но обладает некоторыми недостатками: отдельные положения законодательства обладают декларативным характером, отсутствует кодифицированный акт, который, в свою очередь, регулирует несудебную защиту прав и правомерных интересов населения, что не может не отразиться на характерном функционировании несудебной защиты. Рассмотрение правовых критериев, воздействующих на деятельность института несудебной защиты прав человека, дает возможность прийти к выводу о потребности в усилении законодательного регулирования несудебной защиты. Работу по улучшению процедурно-правовых форм исполнения права на несудебную защиту личности стоит осуществлять стабильно.

При рассмотрении нормативно-правовых документов, которые регулируют работу специально уполномоченных органов по защите прав человека определено, что главными вопросами выступают противоречивость и неординарность правовой базы; нечеткость формулировок отображающих статус, функции и полномочия, специально уполномоченных органов в Конституции РФ, в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФЛушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова.- М.: Юстицинформ, 2008.- с. 179.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:

– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).

Глава 1 «Общие положения»:

1) определяет предмет регулирования закона;

2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

– Конституции Российской Федерации;

– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

Читайте также:  Как восстановить инвалидность снятую 10 лет назад

– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) дает основные понятия, используемые в законе.

Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.

Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:

– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;

– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).

Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;

– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Административный порядок защиты пенсионных прав

Государственные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых, социальных пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Таким образом, в случае, если гражданину становится известно о том, что его права нарушаются, либо решение Пенсионного Фонда противоречит интересам данного гражданина, он вправе обжаловать действие, например, Управления ПФР в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в вышестоящем пенсионном органе – Отделении Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области.

Пример:

Вдова военнослужащего, умершего вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в ноябре 1994 г. обратилась в Управление ПФР в Шемуршинском районе по Чувашской республике с заявлением о выплате ежемесячныхденежных выплат. Однако получила отказ в связи с тем, что она трудоспособна, не инвалид, не пенсионер, и ребенок, которому больше 23-х лет, проживает с ней.

Женщина обратилась в вышестоящий пенсионный орган – Отделение ПФР по Чувашской республики – с соответствующей жалобой, где обосновала свою позицию Определением Конституционного суда РФ №331-О-П от 4.04.2007. Согласно данному Определению, вдовы военнослужащих, которые погибли или их смерть наступила до 16 января 1995 года (т. е. до вступления в силу Закона «О ветеранах»), имеют право на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, т. к. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Пенсионный Фонд России назначил в итоге ЕДВ по категории «Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Тема: Права в сфере соцобеспечения

Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, издаваемыми согласно Конституции федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими полномочия органов исполнительной власти в определенных областях управления и устанавливающих в данных областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, полномочия соответственных органов и виды защиты граждан от незаконных воздействий служебных лицАкашева Н.И., Макашкина Т.Н. Ответственность за совершение преступлений в сфере социального обеспечения / Н.И. Акашева, Т.Н. Макашкина // Социальное и пенсионное право. — 2015. — №4. — С.88.

Немаловажную роль в данной области играет законодательство субъектов РФ. Роль исполнительной власти в обеспечении соответствующего функционирования института прав человека довольно существенна. Органы исполнительной власти не только призваны формировать потребные условия для осуществления прав и свобод граждан, но и исполняют функцию защиты данных прав. Конституция фиксирует обязанность государства по охране прав личности, что, тем не менее, не отменяет автономных активных действий индивида, употребление им многообразных методов защиты прав и свобод, не воспрещенных законодательством. Данный факт дает возможность существенно расширить возможности гражданина по защите личных интересов.

Конституция России обусловливает особенное место человека в структуре конституционных взаимоотношений, определяет охрану его прав в качестве принципа, функционирующего в социуме и государстве в целом.

Для осуществления данного принципа обязаны иметься эффективные механизмы защиты и гарантий прав личности. В иностранных государствах имеется значительный опыт формирования и функционирования разветвленной структуры институтов, способствующих гарантированию охраны прав и свобод человека, обозначенных в конституциях и зафиксированных во внутреннем законодательстве. Немаловажным компонентом охраны прав личности, одной из организационных и правовых гарантий их защиты является право на подачу жалобы. Человек вправе обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, в органы административной юстиции, в прокуратуру, к омбудсмену. В нашем государстве юридическая незащищенность населения перед разнообразными ведомствами, организациями, чиновниками и страной в принципе — факт несомненный.

Внесудебная защита прав человека — это автономный правовой институт, который регулирует социальные взаимоотношения, предусматривающие связь с отстаиванием субъективного права личности без присутствия судебных органовГалаева Л.А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования / Л.А. Галаева // Социальное и пенсионное право. — 2010. — № 4с. 364. Институт несудебной защиты выступает межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, обладающим особенным нормативно-правовым регулированием. Внесудебные формы защиты достаточно перспективны и стремительны, и, в отличие от судебной формы, они довольно статичны, решения выносятся намного быстрей, не требуется следование жестким процедурам. Помимо этого не нужно наличие особенных финансовых расходов, как со стороны страны, так и населения, чье право преступлено. Очевидно, что судебная защита уникальна и может употребляться к любым препирательствам, но недооценивать и несудебные формы защиты не следует. В практической деятельности защиты прав человека несудебные формы защиты имеют второстепенное место, потому и законодательство достаточно фрагментарно регулирует представленный институт. Малоразвитость обозначенной формы защиты и сложности при ее применении имеются из-за отсутствия отчетливой юридической регламентации процессии несудебного рассмотрения споров. В данной связи необходима научная и практическая разработка представленных вопросов.

На данный момент в теории права употребляются обусловленные попытки установить главные направления улучшения форм защиты, также и несудебной, для увеличения обеспечения прав и свобод граждан и их союзов. Последовательность данных предложений обнаружила свое отображение и в функционирующих нормативных документах. Наряду с этим, с сожалением стоит обратить внимание на то, что многие из теоретических и законодательных новшеств были сформированы без довольно серьезного рассмотрения феномена защиты права, а также без учета объективных обстоятельств существования российского населения.

Внесудебная защита в структуре права это автономный институт права, который располагает следующими критериямиЗахаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», 4-е издание, переработал и дополнил / М.Л. Захаров.- М.: ВолтерсКлувер, 2005.- с.60 :

· относительной независимостью;

· характерностью метода правового регулирования, регулируются сходные родственные взаимоотношения (защищаются права и свободы человека).

Институт внесудебной защиты прав человека — это межотраслевой, охранительный и процессуальный институт. В границах этого института имеются группы норм, которые регулируют некоторые методы несудебной защиты.

Субъектами права на несудебную защиту прав и правомерных интересов выступают как государственные органы (прокуратура, государственный нотариат, органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека РФ), так и негосударственные (общественные объединения, частный нотариат, третейский суд), уполномоченные лица, чьи права и правомерные интересы преступлены (самооборона).

Внесудебная защита содержит в себе, в первую очередь, работу специально уполномоченных органов и лиц по употреблению права, которая осуществляется со следованием отдельных процессов, далее, если отсутствует особенная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждой определенной ситуации личность автономно устанавливает последовательность защиты личного права, истекая из личных интересов и возможностей.

  • Способы, формы и средства защиты нарушенных прав по римскому праву

    Историческое развитие римского судопроизводства. Формы защиты нарушенных прав в римском частном праве. Легисакционный и формулярный, экстраординарный и постклассический процессы. Реституция, интердикты и иски как основные средства защиты нарушенных прав.

    курсовая работа [34,8 K], добавлен 19.07.2011

  • Правовые способы и формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимтелей

    Изучение форм и способов защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей. Анализ внесудебных и судебных форм защиты. Предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав предпринимателей.

    дипломная работа [111,7 K], добавлен 25.05.2010

  • Принципы права социального обеспечения

    Понятие и характеристика принципов права социального обеспечения. Единство и дифференциация правового регулирования как его основной принцип. Конституционный принцип равенства, социальное обеспечение граждан, имеющих детей. Восстановление нарушенных прав.

    курсовая работа [34,1 K], добавлен 01.02.2016

  • Защита семейных прав ребёнка

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа [109,6 K], добавлен 13.06.2010

  • Сущность и осуществление защиты гражданских прав

    Характеристика способов защиты гражданских прав. Юрисдикционная форма защиты — деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъектных прав. Особенности и пределы неюрисдикционной и судебной защиты прав.

    курсовая работа [31,6 K], добавлен 07.11.2011

  • Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей

    Общественные отношения, возникающие при осуществлении защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей в отношениях с государственными органами в РФ. Роль нотариата и прокуратуры в правовом обеспечении предпринимательской деятельности.

    дипломная работа [80,2 K], добавлен 17.12.2013

  • Реализация прав граждан в социальном обеспечении

    Основания возникновения субъективного права; формы его реализации. Принципы права социального обеспечения. Характеристика вещных и обязательственных прав. Механизм защиты населения от безработицы и инфляции как основных факторов социального риска.

    дипломная работа [125,9 K], добавлен 28.08.2014

Читайте также:  Кому присваивается звание ветеран труда в Краснодарском крае

Способы защиты пенсионных прав

Судебная практика как важный фактор мониторинга правового регулирования социально-обеспечительных отношений, дает возможность выявить причины обращений субъектов пенсионных правоотношений в судебные инстанции, состояние той части современного законодательства в рассматриваемой сфере, которое не предоставляет возможности решать возникающие у граждан вопросы в досудебном порядке, выявить «слабое звено» в правовом регулировании отдельных институтов права социального обеспечения. Профессор А.М. Куренной верно заметил, что конфликт, разрешаемый, в том числе судом, является своего рода «оселком», на котором проверяются и эффективность правовых норм, и способность государства и общества на деле гарантировать человеку реализацию его прав123.

В сфере социального обеспечения наиболее часто граждане обжалуют в суды решения территориальных отделений Пенсионного фонда РФ по пенсионным вопросам.

Д.Р. Казанбековой выделено несколько групп споров, каждая из которых соответствует определенному этапу пенсионного обеспечения. Во-первых, это – споры, связанные с формированием права на пенсию; во-вторых, споры, связанные с реализацией права на трудовую (страховую) пенсию; в-третьих, иные споры, связанные с реализацией прав, сопутствующих пенсионному обеспечению. Споры, связанные с формированием права на пенсию, включают в себя следующие подвиды споров: — споры, связанные с формированием права на пенсию в рамках обязательного пенсионного страхования; — споры, связанные с формированием права на пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения за счет бюджетных ассигнований. — споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров (добровольного пенсионного страхования)124.

Социальная и правовая значимость права на пенсию определяется тем, что пенсии для нетрудоспособных являются основным источником средств существования подобно оплате труда для трудоспособных граждан125.

Споры, связанные с реализацией права на трудовую (страховую) пенсию, представляют собой споры, возникающие в момент установления пенсии, а также в процессе предоставления пенсионеру определенного вида пенсионного обеспечения. Их можно классифицировать в зависимости от характера требований, содержащихся в обращении к суду. При всем многообразии используемых формулировок требования, предъявляемые в суд, можно разделить на требования, связанные: — с установлением трудовой (страховой) пенсии; — с перерасчетом суммы пенсии; — с прекращением, приостановлением выплаты пенсии; — с выплатой, доставкой пенсии и др. К числу иных споров, относящихся к реализации права на пенсию, относятся жалобы на неуплату (неполную уплату) работодателями взносов на обязательное пенсионное страхование, невыплату недополученной при жизни пенсионера пенсионных сумм, а также обращения к негосударственному пенсионному фонду правопреемников умершего застрахованного лица за получением средств пенсионных накоплений. В эту же группу, по нашему мнению, следует отнести и разногласия по поводу установления юридических фактов осуществления трудовой деятельности в определенной организации.

Ю.А. Корестелева более десяти лет назад, исследуя споры по вопросам пенсионного обеспечения, разделила их на две основные группы: а) о полномочиях Правительства РФ при принятии постановлений и распоряжений в области пенсионного обеспечения, б) о наличии специального трудового стажа для досрочного установления пенсии, в частичности, педагогам, медицинским работникам, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Безусловно, споры, входящие во вторую группу, разрешаются в судах общей юрисдикции и сейчас, хотя пенсионное законодательство РФ во многом изменилось. Среди споров этой группы значительное место занимают споры, связанные с занятостью на работах с особыми условиями труда, установлением тождества профессий, должностей, организаций; в меньшей степени встречаются споры лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Аналогичное решение об удовлетворении требования прокурора об обязании организации выполнения квоты для трудоустройства инвалидов вынесено Эжвинским районным судом г. Сыктывкара207. Хотя установление квот в отдельных случаях связано с трудоустройством инвалидов на неквалифицированную и, как правило, низкооплачиваемую работу, о чем справедливо указывает Р.Н. Жаворонков, тем не менее, учитывая низкое пенсионное обеспечение инвалидов, не обеспечивающее им достойный уровень жизни, такой трудовой доход является безусловной финансовой поддержкой лиц с ограниченными возможностями в сложных экономических условиях современной России.

А если принять во внимание гарантии трудовых прав инвалидов, установленные ТК РФ (сокращенная рабочая неделя, при которой оплата их труда осуществляется как при полной, предоставление дополнительных отпусков, запрет их работы в ночное время, невозможность привлечения инвалидов к сверхурочным работы, обязанность предоставить отпуск без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней и др.), которые материально не выгодны работодателю, последние не заинтересованы в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, то установление квот для приема на работу инвалидов является, несомненно, эффективной мерой их социальной защиты.

Возврат к взысканию с работодателя обязательных платежей (имело место до 2004 г.), что предлагает Р.Н. Жаворонков, никак не решает вопрос обеспечения занятости инвалидов, поэтому, на наш взгляд, квотирование рабочих мест должно быть сохранено.

В подтверждение наших доводов об эффективности установления квот для приема на работу инвалидов, следует отметить, что ст. 27 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., запрещая дискриминацию по признаку инвалидности, требует от государств-участников обеспечения их трудовых прав наравне с другими гражданами. Не получив разрешения своих проблем в учреждениях государственной власти и управления, инвалидам приходится обращаться за судебной защитой своих прав. Анализ судебной практики дает основания утверждать, что помимо претензий к медико-социальной экспертизе, устанавливающей инвалидность, граждане, имеющие стойкую утрату трудоспособности, жалуются на необеспечение их техническими средствами, уровень и качество оказания им квалифицированной медицинской помощи, непредоставление путевок на санаторно-курортное лечение и лекарственных препаратов.

Рассмотрим примеры из судебной практики, касающихся споров о причинах инвалидности, влияющих на размеры различных выплат по социальному обеспечению. Судебная практика, разрешая споры о причинах инвалидности, идет по пути признания причиной инвалидности радиационное воздействие даже в случае его получения на ядерной установке. Так, работник, будучи старшим научным сотрудником отдела радиологической аппаратуры Всесоюзного НИИ медицинского приборостроения, пострадал в результате несчастного случая, происшедшего с ним в рабочее время из-за неисправности аппарата на ядерной (кобальтовой) установке «Луч». Это повлекло за собой развитие локальной формы лучевой болезни. Данное заболевание привело к инвалидности, установленной в 1990 г. Согласно заключению Межведомственного специализированного экспертного совета от 26 сентября 1995 г. основное заболевание старшего научного сотрудника, локальная форма острой лучевой болезни, было связано с воздействием ионизирующей радиации, повлекшей за собой облучение. Вместе с тем органами медико-социальной экспертизы причиной инвалидности было признано трудовое увечье.

Учитывая, что связь инвалидности с радиационным воздействием на организм повышает уровень социальной защиты, работник, обратившись в суд, просил обязать органы медико-социальной экспертизы изменить причину его инвалидности.

По мнению органов медико-социальной экспертизы, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 на данный несчастный случай не распространяется, поскольку учреждение, в котором он произошел, нельзя отнести к атомным объектам гражданского или военного назначения.

Суд обязал Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить инвалиду путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 г., отметив в своем решении, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации инвалида, при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий. Доводы ответчиков о недостаточности финансирования из федерального бюджета судом не были признаны обоснованными247.

Аналогичным образом суд защитил права инвалида первой группы. Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани и судебным постановлением суда второй инстанции ответчик был обязан обеспечить инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 г. согласно рекомендуемому профилю лечения за счет федерального бюджета. В судебных постановлениях судами обоснованно было указано, что неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение248. Подобным образом в пользу истцов-инвалидов, обратившихся за предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение, были удовлетворены иски заявителей Осинниковским городским судом Кемеровской области249, Кировским районным судом г. Екатеринбурга250, Череповецким городским судом Вологодской области251, Ленинским районным судом г. Саранска252 и др.

Таким образом, главным основанием для отказа в предоставлении путевки является недостаточное выделение бюджетных средств.

Судебная практика по обращениям граждан в суды с требованиями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, с нашей точки зрения, сигнализирует о необходимости изменения соответствующих правовых норм с учетом финансового наполнения бюджетов в кризисных условиях. Деятельность территориальных отделений Фонда социального страхования РФ показывает, что лица, имеющие право на получение санаторно-курортных путевок фактически могут получить санаторно-курортное лечение, как правило, один раз в три года. Действительно, число граждан, нуждающихся в получении указанной социальной услуги, больше, чем реальной финансовой возможности государства предоставить такую услугу. Работникам Фонда социального страхования РФ необходимо предоставить возможность определять очередность предоставления путевок, соразмеряя количество лиц, подавших заявления на получение путевки, и реальные возможности. Вместе с тем такие категории лиц, как инвалиды Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», дети-инвалиды, не могут быть ограничены в ежегодном предоставлении путевок.

С учетом изложенного выше предлагаем дополнить п. 2 ст. 6. 3 Закона о социальной помощи абзацем 2, указав в нем следующее: «категориям граждан, указанным в подпунктах 3, 4, 6, 7, 8 пункта 1 ст. 6.1 настоящего

Федерального закона социальные услуги, предусмотренные в п. 1.1. и 2 п. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона предоставляются не реже, чем один раз в три года». Обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение связано с выплатой гражданам, получившим соответствующую услуги, денежных средств на оплату транспортных расходов к месту их лечения и обратно. В этой сфере также имеют место нарушения прав граждан, в связи с чем они обращаются в суды.

Так, прокурор Курчатовского района г. Челябинска обратился в суд с заявлением, указывая, что ребенок-инвалид и сопровождающее его лицо имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. При получении вызова из клиники, расположенной в г. Москве, мать ребенка получила талон на проезд к месту лечения, талон для сопровождающего ее лица выдан не был. В связи с тем, что сроки прибытия на лечение были ограничены, а по талонам билеты на проезд отсутствовали, заявители приобрели последние за свой счет.

При обращении к Министерству социальных отношений Челябинской области с заявлением о предоставлении компенсации за проезд к месту лечения и обратно им было отказано.

Центральный районный суд г. Челябинска в своем решении, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, удовлетворяя иск прокурора и принимая постановление о возмещении транспортных расходов заявителям, проанализировав нормативные акты, регулирующие спорный вопрос, указал, что если право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно было реализовано гражданином самостоятельно за счет собственных средств, гражданину возмещаются расходы, связанные с приобретением проездных билетов на проезд, в том числе на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Суд отметил, что необходимость воспользоваться авиационным транспортом была обусловлена, с одной стороны, отсутствием билетов на железнодорожный проезд, с другой – сроками начала лечения, взысканная судом сумма не превышала стоимости проезда на железнодорожном транспорте253.

Недостаток бюджетных средств явился также основанием для отказа в обеспечении лекарственными средствами инвалида. Истец является инвалидом, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Однако, как он указал в заявлении, не был обеспечен бесплатными лекарственными препаратами, в иске требовал, во-первых, признать незаконными действия органа, уполномоченного в сфере здравоохранения, во-вторых, обязать обеспечить его лекарственными средствами, взыскать компенсацию морального вреда. Рассмотрев дело, Верховный Суд РФ отменил как незаконные решения нижестоящих судов, дело возвратил на новое рассмотрение, указав, что судами не учтено, что право заявителя на получение спорной государственной социальной помощи не поставлено законом в зависимость от указанного норматива финансовых затрат и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета254.

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Право на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Статья 38 закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствие со ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Данное положение Конституции нашло отражение в правовом регулировании некоторых видов социального обеспечения. Например, Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях детей» устанавливает, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» разграничивает полномочия в сфере социального обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Какие банки дают военную ипотеку в 2023 году

Права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятия законов и подзаконных актов, регулирующих предоставление гражданам различных видов социального обеспечения.

Право детей и семей с детьми на социальное обеспечение нашли отражение во многих нормативных правовых актах. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает установление минимальных социальных стандартов — основных показателей качества жизни детей, закрепляет право детей на охрану здоровья посредством оказания бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Статья 15 данного Закона предусматривает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей стране женщина-мать — традиционный субъект права социального обеспечения. Женщина в связи с беременностью и родами имеет право на виды обеспечения, предусмотренные международными актами: отпуск по беременности и родам; пособие по беременности и родам; медицинскую помощь и др. Эти и другие виды социального обеспечения женщин и лиц, имеющих детей, предусмотрены федеральными законами № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях детей» и № 255-ФЗ 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Закон № 81 -ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая должна обеспечить гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает в качестве меры такой поддержки право на получение материнского (семейного) капитала семьями, в которых родился (был усыновлен) второй или последующий ребенок начиная с 1 января 2007 г. В первоначальной редакции закона предполагалось выплачивать материнский (семейный) капитал на детей, родившихся до 31 декабря 2016 г. Однако данная мера поддержки семьи была признана настолько успешной, в т.ч. в целях улучшения демографической ситуации в стране, что программа была продлена еще на два года.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца реализуется государственной пенсионной системой, которая охватывает практически все население страны. В настоящее время пенсии получают свыше 40 млн человек (28% всего населения или почти каждый третий житель страны), у остальных это реальная перспектива, в основном в связи с достижением пенсионного возраста.

Целый ряд законов регулируют пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Закон от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает пенсии гражданам, которые указаны в названии Закона, кроме того, действие данного Закона распространенно на прокурорско-следственных работников, работников таможенной службы и др. Указанным категориям назначают пенсии за выслугу лет при наличии необходимой продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет), по инвалидности — независимо от продолжительности службы на основании признания юридического факта лица инвалидом, по случаю потери кормильца — семьям указанных выше категорий служащих в случае их смерти (гибели).

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает пенсии, финансируемые за счет средств государственного бюджета, федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим по призыву, участникам ВОВ, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, нетрудоспособным гражданам. В зависимости от категории назначаются различные виды пенсий на разных условиях: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Социальные пенсии являются относительно новым видом пенсий, введенным Законом № 166-ФЗ, и в полной мере отражающими принцип всеобщности социального обеспечения. Они назначаются нетрудоспособным гражданам (детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям), не имеющим право ни на какие иные виды пенсий, без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Актуальность разработки учебно-практического пособия обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в ходе освоения профессионального модуля 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» у обучающихся должны быть сформированы навыки: анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; определения права, размера и сроков установления страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионного обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат и др. Однако в некоторых случаях в процессе предоставления тех или иных видов социального обеспечения могут возникать спорные ситуации, когда лицо вынуждено обращаться в юрисдикционные органы за защитой своих прав. В таких условиях будущий специалист должен знать вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и уметь применять полученные знания на практике.

В связи с изложенным, цель учебно-практического пособия заключается в том, чтобы оказать помощь в формировании общих и профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» . Для достижения указанной цели учебно-практическое пособие содержит соответствующий теоретический материал, вопросы для самоконтроля, а также практические задания по теме, которые предполагается решать с использованием справочных правовых систем, таких, как «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

В соответствии со ст.ст. 7, 39 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, с оциальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Вместе с тем, следует отметить, что закрепление в Конституции РФ социально-экономических прав граждан как непосредственно действующих, еще не означает их последовательного осуществления на практике. Такая ситуация приводит к тому, что функция социального обеспечения реализуется в ряде случаев неэффективно, а это, в свою очередь, порождает необходимость защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Таким образом, изучение форм способов защиты прав граждан в сфере социального обеспечения с учетом материалов правоприменительной практики является актуальным и значимым.

Особенности учебно-практического пособия заключаются в том, что оно охватывает одну тему из междисциплинарного курса 01.01 «Право социального обеспечения» и содержит необходимый комплекс теоретического и практического материала для освоения этой темы. В пособии систематизирован необходимый материал, который собран из различных отраслей права. Учебники по праву социального обеспечения не содержат подобных разделов или тем.

Учебное пособие разработано на базе полученного опыта преподавания в колледже и предназначено для преподавателей и студентов в целях использования его на учебных занятиях и для самостоятельного изучения материала.

1. Право на социальное обеспечение в системе прав человека и

гражданина, его сущность и значение

В условиях формирования правового государства в России предпринимаются шаги к тому, чтобы в центре правовой системы был человек, его права и свободы. Действующая Конституция РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации содержит подробный перечень защищаемых государством прав и основных свобод человека. На конституционном уровне закреплены так называемые естественные права человека (право на жизнь, на свободный труд, на неприкосновенность жилища и др.). Эти права в развитие положений Конституции РФ гарантируются многими нормативно-правовыми актами.

А.В. Мелешников отмечает, что «с точки зрения социально-политической и правовой ценности права человека можно определить, как стандарты демократии, без соблюдения которых невозможно бескризисное развитие конкретного государства и всего международного сообщества в целом » [29].

По определению А.Д. Гусева «п раво гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Естественные права человека имеют своим источником природу человека, тогда как источником прав гражданина являются Конституция, законы, принятые государством» [37].

Следует отметить, что права и свободы человека находятся в постоянном развитии, направленном на расширение количества прав и свобод и на совершенствование уже существующих прав. Это объективный процесс, связанный с историческим прогрессом в обществе. Теоретическую разработку общечеловеческая концепция прав и свобод получила в национальном законодательстве, действующих международных договорах, пактах и конвенциях, создающих юридически обязательные нормы поведения государств в области защиты прав человека, поскольку с развитием международных отношений формировались нормы и стандарты, признаваемые в качестве универсальных норм международного права.

Существующая система прав человека и гражданина включает личные, политические, социально-экономические, культурные права.

Личные права и свободы (они также именуются гражданскими и естественными правами) представляют собой такие права, которыми человек наделен от рождения, и государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Данные права провозглашены в первых 18 статьях Всеобщей декларации прав человека [1]. В.В. Лазарев указывает, что «из этой группы прав можно выделить права, касающиеся неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу от пыток и бесчеловечного обращения, произвольного ареста, задержания или ссылки, рабства, вмешательства в частную жизнь, право владеть имуществом, на свободу передвижения, свободу мысли, совести и религии). Другая группа гражданских прав (процессуальные права) защищает индивидуума от произвола решений государства и вооружает его инструментом для защиты других своих прав. Эта группа включает право на равенство перед судами и трибуналами, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, презумпцию невиновности, запрещение ретроактивного применения уголовного законодательства и др.» [31].

Текст 2 страницы из документа «29445»

Специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, согласно ст.11 ГК РФ, следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. В этом случае потерпевший, прежде чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления. В таком порядке разрешаются, например, отдельные споры патентного характера, некоторые дела, возникающие из правоотношений в сфере управления, и др.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государству или иным компетентным органам. В гражданском кодексе указанные действия объединены в понятие самозащита гражданских прав и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. С данной их квалификацией в научном плане согласиться невозможно, т.к здесь смешанны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия — способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав с позиций теорий — это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных и иных судебных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного и оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов общества и государства.

Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридической действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, т.е. как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *