Штраф за езду без карты тахографа в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без карты тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Нормативы об обязательном оснащении автомобилей бортовыми тахографами принимались и внедрялись в первую очередь для снижения аварийности из-за переутомления водителей. Именно поэтому при вождении в гнезде прибора должна находиться личная карта того человека, который управляет автомобилем. Еще один уровень контроля — обязательная активация карты с помощью пин-кода, которая исключает непреднамеренное использования чужого цифрового ключа.

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2023 году

Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:

Нарушение Физическое лицо ИП
Отсутствие оборудования 1000-3000 5000-10000
Тахограф в нерабочем состоянии 1000-3000 5000-10000
Нарушен режим работы и отдыха 1000-3000 5000-10000
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС 1000-3000 5000-10000

Какие штрафы за тахограф могут быть в 2023 году

Как известно, штрафы бывают за два типа нарушений: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха. Размер штрафов за тахограф в 2023 году следующий:

Нарушение Штраф по
ст. 11.23 КоАП
Нарушение Штраф по
ст. 11.23 КоАП
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. для водителя: 3-5 тыс. руб.;

для должностного лица: 7-10 тыс. руб;

для ИП: 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица: 20-50 тыс. руб.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. для водителя: 1,5-2 тыс. руб.;

для должностного лица: 7-10 тыс. руб.;

для ИП: 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица: 20-50 тыс. руб.

Тахограф и карта = контрольный прибор

Тахограф – это специальный прибор, который считывает, регистрирует и хранит основные параметры перемещения автотранспортного средства и рабочее время водителя. К наиболее важным параметрам, учитываемым тахографом, относятся:

  • Время нахождения в режиме следования маршруту;
  • Время простоя;
  • Расстояние, пройденное транспортным средством за указанный промежуток времени;
  • Скорость движения автомобиля.

Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автомобили, выполняющие коммерческие перевозки – не только грузовые, но и пассажирские.

На сегодняшний день разрешается использование только цифровых тахографов, зарегистрированных в перечне ФБУ Росавтотранс. Ранее допускалась эксплуатация аналоговых тахографов, но с 1 июля 2016 года такие устройства на территории РФ использовать нельзя. В то же время нужно отметить, что использование аналоговых тахографов допускается для ТС, участвующих в международных перевозках (в странах ЕС такие устройства разрешены и эксплуатируются до сих пор).

Для эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, у каждого водителя, имеющего права на управление этим транспортным средством, должен быть соответствующий документ – карта тахографа. Карта выдается на срок не более 3 лет и используется для таких целей:

  • Идентификации лица, имеющего право на управление ТС, задействованным в сфере коммерческих перевозок.
  • Сбор и хранение информации о режиме труда и отдыха водителя.
  • Выгрузки данных о времени пребывания в дороге и других сведений движении транспортного средства, хранящихся в памяти устройства.

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году

Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:

Нарушение Физическое лицо ИП
Отсутствие оборудования 1000-3000 5000-10000
Тахограф в нерабочем состоянии 1000-3000 5000-10000
Нарушен режим работы и отдыха 1000-3000 5000-10000
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС 1000-3000 5000-10000

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2021 году

Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:

Нарушение Физическое лицо ИП
Отсутствие оборудования 1000-3000 5000-10000
Тахограф в нерабочем состоянии 1000-3000 5000-10000
Нарушен режим работы и отдыха 1000-3000 5000-10000
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС 1000-3000 5000-10000

Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году

Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:

  • предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
  • грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.

Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.

В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.

Виды нарушений и суммы штрафов

Согласно действующему в РФ законодательству, если ТС должно быть оборудовано тахографом, то нужно:

  • Обеспечить соответствие типа контрольного устройства условиям эксплуатации ТС. Для рейсов в Российской Федерации — тахограф с блоком СКЗИ, для выездов за рубеж — самописец, поддерживающий стандарт ЕСТР.
  • Выходить в рейс с исправным, правильно подключённым, поверенным, откалиброванным и опломбированным тахографом.
  • Для каждой сессии использовать личную карту водителя, устанавливая ее в соответствующее гнездо тахографа и активируя вводом PIN-кода.
  • Соблюдать установленные законом ограничения, касающиеся максимальной продолжительности рабочего времени (управление ТС, другие виды деятельности) и минимальной продолжительности отдыха.

Когда штрафа можно избежать?

Если шофер не хочет получить штраф — без карты водителя для тахографа или с прибором, которые сломался/не был вовремя поверен, в рейс лучше не выходить. Но есть ряд ситуаций, в которых можно избежать штрафа.

Первая ситуация касается переработок водителя, зафиксированных бортовым самописцем. Если будут обнаружены незначительные отклонения от требований законодательства, водитель может объяснить, по какой причине нарушение было допущено. Иногда (например, при попадании в пробку) вовремя прервать вождение невозможно физически — при должной мотивации штрафа можно избежать.

Кроме того, штраф не назначают:

  • Если карта или тахограф вышли из строя в ходе рейса. По закону водитель может завершить поездку, не прерываясь на ремонт или заказ новой карты — но все интервалы движения автомобиля он должен фиксировать вручную.
  • Если карта водителя отправлена не перевыпуск в результате поломки или порчи (но не истечения срока эксплуатации). Чтобы подтвердить это, нужно предъявить сотруднику ДПС справку, выданную при подаче заявки на повторное оформление карты.
Читайте также:  Апрель 2023 какие номера в ГАИ

За что же будут штрафовать?

1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.

Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.

Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.

Штраф — 3-5 тыс. рублей.

2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.

Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:

  • должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
  • ИП — 15-25 тыс. рублей;
  • юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.

Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.

3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.

Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.

Требования и нормы отечественного законодательства

Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:

  • занимающихся перевозками опасных грузов;
  • ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
  • ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
  • ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
  • ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).

Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.

Законодательство дает четкое определение понятию тахограф, и согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», это техническое устройство, позволяющее осуществлять беспрерывную и некорректируемую регистрацию информации относительно:

  • скорости;
  • пройденному пути;
  • режима труда и отдыха водителя транспортного средства.

Тахограф включает в себя:

  • само устройство, монтируемое в кабине транспортного средства;
  • датчик фиксации передвижения;
  • устройство приема сигналов систем спутниковой навигации;
  • устройство передачи сигнала;
  • вспомогательное оборудование для монтажа устройства.

Требования к тахографам устанавливаются в специальном нормативном правовом акте — Приказе Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013 года.

Верховный суд подтвердил законность требований, предъявляемых к тахографам – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Верховный Суд разбирался в требованиях к тахографу и поставил точку в споре о «рекомендательном характере» приказа Минтранса.

О судебной практике, связанной со штрафами за использование тахографов, не соответствующих требованиям законодательства, рассказывает вице-президент Ассоциации «ТахоЦентр» — Г. С. Мирошин.

Упорство правовых нигилистов граничит с догматизмом! Отсутствие понимания правовых норм ведет к потере времени и восприятия действительности!

Во множестве статей на своём сайте Ассоциация «ТахоЦентр» давала объяснения, каким образом формируются требования в отношении тахографов, но в обществе есть граждане, которые считают себя выше норм и законов! Или даже не так – они живут в выдуманном ими правовом поле!

  • Судебное разбирательство, которое будет рассматриваться в настоящей статье, посвящено попытке опротестовать действия инспектора, который оштрафовал водителя за то, что установленный в его транспортном средстве прибор не является тахографом в рамках требований закона, в частности этот прибор не учтен в перечне ФБУ «Росавтотранс» и не имеет в своем составе блока системы криптографической защиты информации (блок СКЗИ тахографа).
  • Верховный суд поставил точку в бесчисленных кассациях, которые подавал Истец пытаясь отменить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
  • Водитель подал жалобу на действия инспектора с обоснованием своей позиции тем, что Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографу, носит рекомендательный характер, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза является единственным обязательным требованием, которое установлено законом в отношении тахографа.
Читайте также:  Можно ли через МФЦ оформить договор купли продажи квартиры

Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 августа 2021 г. № 2-АД21-3-К3 дал надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонил доводы водителя как несостоятельные.

Вопреки доводам жалобы водителя при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль, требованиям нормативных правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа.

Наказание за вождение без карты водителя

Приказы Минтранса и требования правил в части применения тахографов постоянно нарушаются. Происходит это часто осознанно. Так, машину срочно нужно отправить в рейс, а водитель по каким-то причинам не может ехать. Вместо него начальник колонны садит за руль подменного водителя, а карточки у него на эту машину нет. Изготовить новую для конкретного водителя на другой автомобиль быстро не получится. Иногда этот процесс занимает до месяца. А ехать нужно ещё «вчера». И едут.

За подобное нарушение предусматривается наказание – штраф за отсутствие карты водителя для тахографа.

Обязанность контролировать режим труда и отдыха водителей возложена на работодателя или собственника ТС, если водитель не является индивидуальным предпринимателем.

Для этого назначаются ответственные лица. Контроль выполнения требований ПДД в пути возложен на сотрудников ГИБДД.

Если при проверке документов у водителя на маршруте, сотрудник полиции обнаружит, что водитель не использует тахограф потому что:

  • карты нет или она недействительна;
  • тахограф неисправен;
  • прибора нет вовсе.

Штраф за езду на автомобиле без карточки водителя на тахограф от 1 до 3 тыс. р. для шофёра. Если же сотрудник определит что, водитель выехал в рейс по распоряжению руководства, которое знало, что нарушает ПДД и приказы Минтранса, то оформляется штраф за отсутствие карты тахографа на работодателя. Стоит такое наказание уже значительно дороже от 5 до 10 тыс. р.

Как избежать наказания?

Все, ранее описанные нарушения, приводят к штрафу. Заплатить деньги нужно будет обязательно, чтобы иметь возможность в дальнейшем вести трудовую деятельность. Впрочем, исключения тоже бывают. Есть случаи, когда водителю разрешено продолжить поездку, к примеру, в отсутствие карты.

Важно! Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа не назначается, если во время поездки карточка была утеряна или сломана. Разумеется, данный факт необходимо подтвердить проверяющему лицу.

В отсутствие карточки, необходимо писать все данные о поездке вручную на обратной стороне ленты тахографа. Иных обстоятельств, позволяющих избежать наказания за отсутствие учетного прибор, отсутствуют.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Перечень автотранспорта, на который согласно действующему законодательству не требуется установка тахографа, предусматривает несколько видов транспортных средств.

Стоит отметить, что автомобили, относящиеся к категориям N2, N3, M2, M3, владельцами которых являются физические лица и использующие их исключительно в личных целях, не связанных с предоставлением коммерческих услуг по перевозке грузов или пассажиров, не обязаны оборудоваться тахографами.

Помимо этого обязательное оборудование данным устройством не требуется для:

  1. автобусов, являющихся транспортом муниципалитета, осуществляющие внутригородские и пригородные перевозки на постоянной основе;
  2. грузовых машин, которые находятся в муниципальной собственности, при этом могут соответствовать категориям N2 и N3, на которые возлагается исполнение специальных функций;
  3. автомобильные краны;
  4. автотранспорт МЧС;
  5. автомобили, которые оборудованы подъемниками с рабочими платформами;
  6. транспорта, оборудованного для осуществления эвакуационных действий;
  7. автотранспорта, предназначенного для уборки улиц;
  8. карет скорой помощи;
  9. грузовых авто Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующих категорий;
  10. машин, находящихся в собственности МВД;
  11. и другие автотранспортные средства согласно действующего законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *