Инструкция по охране труда для водителя погрузчика в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда для водителя погрузчика в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Прежде всего, давайте разберёмся, кто такой водитель погрузчика, какие вредные производственные факторы оказывают на него влияние, и с какими профессиональными рисками он сталкивается. Во-первых, это опрокидывание автопогрузчика при потере устойчивости, например, из-за большого угла наклона грузоподъемника с поднятым грузом, большой скорости движения погрузчика во время поворота, резком трогании с места и торможении с поднятым грузом. Во-вторых, это падение с транспортного средства, риск отсутствия на месте инструкции по техники безопасности. Так или иначе, заступая на работу, водитель погрузчика вынужден пройти предварительный медицинский осмотр и специальное обучение по охране труда и все необходимые инструктажи. Превосходно. Как же сохранить свой труд в безопасности до и после работы?

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

1.1. Для выполнения обязанностей водителя погрузчика дизельного и электрического типа (далее – водителя погрузчика), могут быть приняты лица не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:
— вводный инструктаж;
— вводный инструктаж по пожарной безопасности;
— первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— обучение безопасным методам и приемам труда;
— проверку знаний требований охраны труда;
— обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно-ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;
— обучение по пожарно-техническому минимуму.
1.2. Водитель погрузчика должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 3 месяца;
— стажировку от 2 до 14 смен;
— внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр.
1.3. Водитель погрузчика обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;
— незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.
1.4. Водитель погрузчика должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;
— выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.
1.5. Водитель погрузчика должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).
1.6. Водитель погрузчика обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.
1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:
— управление трактором и другими самоходными машинами;
— физические перегрузки;
— локальная вибрация;
— общая вибрация;
— производственный шум;
— метан, этан, пропан, парафины, этилен, пропилен, ацетилен, циклогексан;
— углерод оксид;
— вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
— повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях.
1.8. На основании Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты водителю погрузчика положены следующие СИЗ:
— Костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механический воздействий – 1 шт. 1 на 1 г.;
— Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском – 1 пара на 1 г.;
— Перчатки трикотажные с полимерным покрытием – 12 пара на 1 г.;
— Каска защитная – 1 на 3 г.;
— Подшлемник под каску – 1 шт на 1 г.;
— Очки защитные – до износа;
— Вкладыши противошумные – до износа;
— Жилет сигнальный 2 класса защиты – 1 шт. на 1 г.
— Зимой дополнительно:
— Костюм на утепляющей прокладке – 1 шт. на 2,5 г.;
— Валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском – 1 пара на 3 г.;
— Подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) – 1 шт. на 1 г.;
— Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами – 1 пара на 1 г.;
— Жилет сигнальный 2 класса защиты – 1 шт. на 1 г.
1.9. В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
1.11. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.
4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.
4.5. При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.
4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.
4.7. При попадании вредных веществ в желудочно-кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды.
4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую помощь.
4.9. В случае поломки или неисправности погрузчика (его тормоза, рулевого управления или звукового сигнала), угрожающих безопасности водителя погрузчика или безопасности окружающих людей, водитель погрузчика немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.10. При возникновении пожара на погрузчике водитель погрузчика должен немедленно его остановить, заглушить двигатель, перекрыть бензобак на машине с двигателем внутреннего сгорания, отсоединить аккумулятор и немедленно приступить к тушению пожара, имеющимися на погрузчике средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, песком или землей. Затем вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.11. При возникновении пожара вблизи контактной сети водитель погрузчика должен немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ.
4.12. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к контактной сети и пламени. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.
4.13. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.
4.14. При случайном соприкосновении грузоподъемного механизма погрузчика с проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между погрузчиком и проводом электрического разряда, водителю погрузчика запрещается до снятия напряжения с ЛЭП прикасаться, стоя на земле, к погрузчику, сходить с погрузчика на землю или подниматься на погрузчик.
4.1. Если в результате соприкосновения погрузчика с проводами ЛЭП, и при возникновении электрического разряда между погрузчиком) и проводом контактной сети, произойдет загорание погрузчика, водитель погрузчика должен, не держась руками за части погрузчика спрыгнуть на землю на обе ноги с плотно сомкнутыми коленями и не касаться руками земли. Удаляться от погрузчика до снятия напряжения с линии можно только прыжками на одной ноге, либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика: общие сведения

Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителей

Если у автопогрузчика нет сиденья для пассажира, перевозка людей на нем запрещена


Водители погрузчиков должны соблюдать правила дорожного движения, даже если не выезжают за пределы территории предприятия. Поэтому они обязательно проходят предсменные медосмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Допуск к работе подтверждает медработник, когда ставит свою подпись на путевом листе (п. 16 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

Послесменный медосмотр проводят, если водитель перевозит опасные грузы или пассажиров. При этом пассажир — любой человек, который находится в кабине погрузчика за исключением водителя. Сведения о проведенном предсменном или послесменном медосмотре заносят в журналы.

Если водители погрузчиков выполняют работы повышенной опасности, повторный инструктаж проводят раз в квартал


Водитель автопогрузчика — рабочая профессия, поэтому обучение охране труда проводят внутри организации, а знания проверяет комиссия работодателя. Обучение начинают с вводного инструктажа. На нем работнику рассказывают об условиях труда на его рабочем месте, гарантиях и компенсациях, а также объясняют, какие средства защиты и где ему должны выдать.

После вводного инструктажа работник получает СИЗ и приходит на участок, где до начала самостоятельной работы проходит первичный инструктаж на рабочем месте и стажировку. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель по утвержденной программе. Ее разрабатывают на основе инструкций по охране труда, эксплуатационной документации на погрузчики, а также локальных и нормативных актов по охране труда. В программу первичного инструктажа включают тренировки по применению средств защиты. Повторный инструктаж проводят по программе первичного с периодичностью не реже одного раза в полгода.

После первичного инструктажа проводят стажировку, во время которой работник должен укрепить теоретические знания под руководством опытного наставника, назначенного приказом по организации. Стажировку проводят по утвержденным программам, которые разрабатывают для каждой должности. Продолжительность составляет от 2 до 14 смен в зависимости от опыта новичка.

После стажировки проводят проверку знаний требований охраны труда. Для этого руководитель назначает комиссию в составе не менее трех человек, обученных в учебном центре. Итоги оформляют в виде протокола. После успешной сдачи работнику выдают удостоверение (приложение 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, далее — Порядок № 1/29). Периодичность проверки знаний у водителей автопогрузчиков работодатель определяет самостоятельно. Но если водители выполняют работы повышенной опасности, проверку знаний проводят ежегодно (п. 9 Правил, утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н).

До допуска к самостоятельной работе водители автопогрузчиков проходят обучение по оказанию первой помощи. Для удобства его совмещают с обучением по охране труда. Для этого в программу обучения и экзаменационные билеты включают вопросы по оказанию первой помощи. Периодическое обучение оказанию первой помощи проводят не реже одного раза в год (п. 2.2.4 Порядка № 1/29).

При организации СОУТ учитывайте особенности работы. Если водитель управляет погрузчиками разных марок, модификаций, дат выпуска, все виды транспорта включайте в карту спецоценки. Для этого экспертной организации передают утвержденный перечень рабочих мест, в который включают список транспортных средств и другого оборудования, для каждого конкретного места.

Если водитель эксплуатирует только один вид погрузчика, при работе на другом транспортном средстве, не указанном в карте спецоценки, нужно будет проводить внеплановую СОУТ. Либо водителя можно ознакомить с результатами спецоценки на другом рабочем месте, где замеры делали с учетом нужного погрузчика.

При выборе аналогичных рабочих мест следите, чтобы сотрудники работали в однотипных производственных помещениях, у которых не отличаются системы освещения и отопления. Одинаковыми также должны быть название должности, модель автопогрузчика, вид топлива. Учтите, если водители работают в разные смены — одни в режиме пятидневки, а другие — чередуют дневные и ночные смены, их рабочие места нельзя признать аналогичными (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).


Контролируйте, чтобы водители соблюдали требования охраны труда, перечисленные в памятках


Специалист по охране труда не организует контроль технического состояния, но следит, чтобы его проводили. Для этого он посещает участки и проверяет, как организовали ежесменный осмотр погрузчиков, контролирует санитарно-техническое состояние мест стоянки и хранения транспорта.

Проверку начните с осмотра автопогрузчика. На нем должны быть надписи с регистрационным номером, грузоподъемностью, датой следующего испытания. Проследите, чтобы на автопогрузчиках были исправны: тормоза, глушитель с искрогасителем, зеркало заднего вида, стеклоочиститель, звуковой сигнал, фары, световая сигнальная система. Проверьте, чтобы на узловых и видных местах висели схемы движения транспорта.

Следите, чтобы механик, который контролирует техническое состояние погрузчика, делал отметки о проверках в путевом листе до и после смены. Объясните работникам, что если во время смены произошли неполадки, они должны сдать погрузчик в ремонт.

Проверьте, чтобы на предприятии утвердили график планово-предупредительного ремонта. Объем работ и порядок технического обслуживания внутризаводского промышленного транспорта определяют по руководству или инструкции по эксплуатации от завода-изготовителя. Как правило, испытания погрузчиков проводят при производстве, а при эксплуатации проводят их обслуживание (таблица).

Виды обслуживания автопогрузчика

Вид Сокращение Периодичность
Ежесменное обслуживание ЕО После каждой смены
Техническое обслуживание № 1 ТО 1 Через каждые 50 часов работы
Техническое обслуживание № 2 ТО 2 Через каждые 400 часов работы
Годовое обслуживание ГО Один раз в год

Перечень инструкций по охране труда для водителей

  1. Инструкция по охране труда водителя бензовоза
  2. Инструкция по охране труда водителя автобуса
  3. Инструкция по охране труда водителя автоцистерны
  4. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
  5. Инструкция по охране труда водителя микроавтобуса
  6. Инструкция по охране труда водителя мусоровоза
  7. Инструкция по охране труда водителя самосвала
  8. Инструкция по охране труда водителя топливозаправщика
  9. Инструкция по охране труда водителя цементовоза
  10. Инструкция по охране труда водителя эвакуатора
  11. Инструкция по охране труда водителя ассенизационной машины
  12. Инструкция по охране труда водителя автомобиля дорожной службы
  13. Инструкция по охране труда водителя инкасаторской машины
  14. Инструкция по охране труда водителя контейнерного мусоровоза
  15. Инструкция по охране труда водителя пескоразбрасывающей машины
  16. Инструкция по охране труда водителя поливомоечной машины
  17. Инструкция по охране труда водителя автомобиля скорой помощи
  18. Инструкция по охране труда водителя снегоуборочной машины
  19. Инструкция по охране труда водителя автопогрузчика
  20. Инструкция по охране труда водителя автобетоносмесителя
  21. Инструкция по охране труда водителя вездехода
  22. Инструкция по охране труда водителя трала
  23. Инструкция по охране труда водителя скотовоза
  24. Инструкция по охране труда водителя электропогрузчика
  25. Инструкция по охране труда водителя при погрузке и перевозке древесины
  26. Инструкция по охране труда водителя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  27. Инструкция по охране труда водителя при работе в условиях низких температур
  28. Инструкция по охране труда водителя экспедитора
  29. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
  30. Инструкция по охране труда водителя при вывозке леса
Читайте также:  Выплата на 2 ребенка в 2023 году до 1.5 лет

Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда

Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.

  1. Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
  2. Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
  3. Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
  4. Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
  5. Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
  6. Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
  7. Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
  8. Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  9. Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
  10. Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
  11. Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
  12. Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Машинист автопогрузчика имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.7. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

Правильная эксплуатация

  • При управлении вилочным погрузчиком необходимо следовать основным правилам работы и принципам эксплуатации на конкретной территории.
  • Оператор должен эксплуатировать погрузчик только в специально предназначенных для этого областях склада.
  • Не превышайте технические характеристики погрузчика, особенно, максимально допустимую нагрузку на пол и высоту клиренса.
  • Учитывайте высоту груза, мачты и крыши при выезде или въезде в здание.
  • Будьте осторожны при работе погрузчика вблизи края погрузочной платформы или наклонной поверхности во избежание опрокидывания.
  • Не работайте на погрузочных мостах, если они не могут выдержать вес погрузчика с грузом.

1. Выполняйте следующие действия для погрузчиков со сцеплением и трансмиссией TORQFLOW.
• Погрузчики со сцеплением

Полностью выжмите педаль сцепления и переведите селектор направления хода (вперед/назад) (1) в положение переднего [ 1 ] (F) либо заднего [О] (R) хода, а селектор выбора скорости (2) в положение [1] (Пониженная передача).

ПРИМЕЧАНИЕ

Перед переключением селекторами выбора направления хода и скорости в положение, необходимо полностью выжимать педаль сцепления.

• Погрузчики с трансмиссией TORQFLOW (АКП)

Нажмите педаль малого хода и переместите селектор переднего/ заднего хода в положение переднего (F) или заднего (R) хода.

2. Верните рычаг стояночного тормоза вперед в положение выключения. (Стояночный тормоз выключен) ПРИМЕЧАНИЕ

• Движение со включенным стояночным тормозом приведет к перегреву и отказу тормозных механизмов. Также это приводит к ускоренному износу тормозных накладок. • Если погрузчик проехал в таком состоянии значительное расстояние, обратитесь к дистрибьютору/дилеру компании Komatsu Forklift.

3. Убедитесь в отсутствии помех для движения. 4. Погрузчик начнет движение при плавном отпускании педали сцепления или педали малого хода с одновременным нажатием на педаль акселератора. Как только погрузчик тронется, отпустите педаль сцепления либо педаль малого хода. ПРИМЕЧАНИЕ

Не держите ногу на педали сцепления, педали малого хода или тормоза без необходимости.

Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:

  • приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
  • приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
  • приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
  • совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
  • федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
  • приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.
2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.
2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.
2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).
2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:
— комплектность и состояние инструмента,
— уровень и качество масла в картере двигателя,
— наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,
— тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,
— тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,
— давление в шинах и состояние аккумуляторов.
2.6. Проконтролировать работу:
— электроосветительных приборов,
— звукового сигнала,
— амперметра;
— датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.
2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.
2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.
2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.
2.10. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.
2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:
— на строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов,
— недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов,
— территория площадки, на которой должен работать погрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде,
— уклон площадки, на которой должен работать погрузчик, превышает допустимый уклон.

Основные правила безопасной эксплуатации погрузчиков.

  • Только обученный специалист может работать с погрузчиком. Не допускайте людей, не имеющих необходимых навыков и знаний, к управлению техникой. Ремонт должны производить только квалифицированные специалисты.
  • Всегда используйте ремень безопасности.
  • Используйте электрическую технику в помещении, изредка допускается работа на улице.
  • Оператор должен использовать средства личной защиты: каску, перчатки и обувь.
  • Вес грузов всегда должен соответствовать грузоподъемности техники. Не допускайте перегрузки ни при каких обстоятельствах.
  • Техника должна работать на чистой, обезжиренной и плоской поверхности. Если на ее пути встречаются большие неровности, существует серьезный риск ее повреждения.
  • Там, где регулярно ездит погрузчик, поверхность пола должна быть прочной, износостойкой и обеспечивать необходимую адгезию между полом и шинами; должен быть уклон для слива воды.
  • В плохо освещенных складских помещениях соблюдайте особую осторожность при работе с электрооборудованием – вилочными погрузчиками, штабелерами, ричтраками или тележками. Необходимо обеспечить нормальное освещение или при помощи фар электрической техники (вилочных погрузчиков или ричтраков), или установкой дополнительных осветительных приборов. Никогда не используйте на складах свободно свисающие лампы.
  • Если у вас есть бензиновый погрузчик, будьте осторожны и не допускайте нагрева бензиновой системы свыше 50°С.
  • Ежедневно проверяйте состояние вашего погрузчика. В случае сомнений или обнаружения неисправностей свяжитесь со специалистами сервисной службы.
  • Будьте осторожны при работе с рычагами и не надевайте одежду с широкими рукавами.
  • Не работайте с насыпными товарами и будьте особенно осторожны при перемещении объемных грузов.
  • Всегда распределяйте нагрузку на вилах равномерно и сбалансированно. Никогда не размещайте грузы в верхней части вил.
  • Водитель не должен оставлять погрузчик с поднятыми вилами.
  • Соблюдайте осторожность при работе с крупногабаритными грузами, ограничивающими обзор.
  • При загрузке опустите вилы, после погрузки поднимите их и наклоните назад, чтобы стабилизировать груз. Во время перемещения груза вилы должны быть приподняты по крайней мере на 25-30 см от поверхности.
  • Когда мачта поднимается или опускается, рядом с вилами не должно быть людей.
  • Во время подъема или спуска груза техника не должна находиться в движении.
  • Будьте крайне осторожны при движении по коридорам или в других узких местах.
  • Во время работы обращайте внимание на состояние техники – гидравлику, эл. части, регулировку скорости. Если у вас возникли сомнения в ее исправности, обратитесь в вашу сервисную службу.
  • Во время работы вилочного погрузчика, штабелера, ричтрака, электрической тележки обращайте внимание на напряжение аккумулятора, чтобы иметь возможность зарядить или заменить аккумулятор при падении напряжения. Например, если аккумулятор рассчитан на 48В, его следует зарядить или заменить при падении напряжения ниже 43,2В.
  • Используйте тормоз перед наклоном мачты вперед или назад.
  • Когда мачта с грузом на вилах находится в верхнем положении, следует ее наклонить назад, чтобы стабилизировать груз.
  • Если мачта имеет рабочую высоту более 3,00 м, необходимо принять меры для дополнительного укрепления и стабилизации груза.
  • Крыши погрузчиков служат для защиты водителя от падающих предметов.
  • При движении погрузчиков с грузом на вилах не наклоняйте мачту вперед и не тормозите резко.
  • Стоять или проходить под поднятыми вилами погрузчика запрещено.
  • При размещении грузов будьте осторожны, чтобы не повредить шины погрузчика.
  • Обращайте внимание на людей, пересекающих ваш путь. Всегда используйте предупреждающий звуковой сигнал.
  • Следите за скоростью погрузчика при движении по неровному полу.
  • Оператор погрузчика ни в коем случае не должен перевозить других людей и высовываться из кабины.
  • Пожалуйста, будьте особенно осторожны и следите за скоростью при движении на наклонной поверхности и на поворотах.
  • Плавно включайте и выключайте погрузчик.
  • Водитель должен держать руль обеими руками. Пожалуйста, попытайтесь избежать внезапного и резкого торможения. Если погрузчик начал переворачиваться, самое главное – не паниковать и отклониться в сторону, противоположную направлению падения.
  • Для обеспечения сохранности груза не включайте задний ход при поднятом грузе.
  • Когда погрузчик загружен, избегайте экстренного торможения.
  • После завершения работы с погрузчиком опустите вилы, установите рычаг в нейтральное положение, включите ручной тормоз и, в случае необходимости, заблокируйте колеса.
  • При подъеме вил обращайте внимание, хорошо ли работают подъемные механизмы.
  • Если есть риск возгорания, используйте огнетушители по назначению.
  • Не изменяйте самостоятельно конструкцию погрузчика.
  • Избегайте подъема груза двумя погрузчиками. Если это неизбежно, примите дополнительные меры предосторожности.
  • Соблюдение техники безопасности гарантирует сохранность жизни и здоровья водителей и тех, кто работает рядом, а также долгосрочную бесперебойную работу техники. Мы желаем вам приятной, эффективной и безопасной эксплуатации складской техники, грузовиков и погрузчиков!
Читайте также:  Какие льготы положены ребенку по потере кормильца кроме пенсии в 2023 году

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для водителя фронтального колесного погрузчика.

Кто отвечает за составление инструкции по охране труда для водителя?

Это не самый простой вопрос. Статья 212 Трудового кодекса РФ и «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59 возлагают эту ответственность на работодателя, без уточнения должностного лица, которое должно этим заниматься.

Возникает вопрос на кого возложить данный вид обязанности: на лицо ответственное по ОТ в организации или на сотрудников ответственных по ОТ на рабочих местах? Дело в том, что во многих других отраслевых актах (например, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства) ответственность за разработку инструкций несут именно руководители структурных подразделений, то есть ответственные по ОТ на рабочих местах.

В «Рекомендациях по организации работы службы по охране труда в организациях», утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на специалистов по ОТ (ответственные по ОТ в организации) возложена обязанность методической помощи при разработке инструкций и контроля сроков пересмотра.

На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.

Кто обязан проходить тестирование по охране труда

Пункт 78 постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» относится к проверке знаний:

  • руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
  • руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
  • руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций.

Это значит, что с 1 марта 2023 года для работодателей, который не являются учебным центром или трудовой инспекцией, тестирование будет обязательным для руководителя службы охраны труда и работников такой службы — специалистов по охране труда.

СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Существует несколько способов, как можно оптимизировать обучение по охране труда в соответствии с новыми правилами:

  • объединение программ (например, 46а.+46б.+46в. – 40 ак. часов);
  • применение дистанционных технологий;
  • модульное построение программ и учебных курсов, автоматизация;
  • реализация практической части онлайн;
  • создание собственной комиссии, развитие внутреннего обучения.

Напомним, что у SRG-ECO есть собственный учебный центр, где сейчас проходит электронный курс «Охрана труда с изменениями сентября 2022». Он содержит пять модулей:

  • обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;
  • безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных и опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков;
  • безопасные методы и приемы выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда;
  • средства индивидуальной защиты;
  • оказание первой помощи пострадавшим.

В Порядке обучения этот вид инструктажа указан как отдельная форма обучения. Его нужно проводить перед выполнением работ:

  • которые проводятся под непрерывным контролем работодателя;

  • повышенной опасности, в том числе тех, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов;

  • на объектах повышенной опасности, в том числе непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;

  • не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными или производственными инструкциями, в том числе вне цеха, участка;

  • погрузочно-разгрузочных, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;

  • направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;

  • в иных случаях, установленных работодателем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *