Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.

В Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)” законодатель дает следующее определение — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по своим денежным обязательствам.

Среди владельцев бизнеса распространено мнение, что банкротство равно завершению деятельности предприятия, процедура с негативным финалом, даже путают с ликвидацией. Как участник рыночных отношений, юридическое лицо производит определенные товары, работы или услуги. В случае возникновения условий, приводящих к введению процедуры банкротства, производство данных товаров, работ, услуг приостанавливается либо завершается полностью. В этом, безусловно, могут быть заинтересованы конкуренты, но здоровая конкуренция предполагает наличие противоборствующих сторон, а здесь одна полностью сходит с дистанции. Потери для региона нахождения компании будут существенные. Поэтому одна из целей — сохранение предприятия, восстановление его платежеспособности, избавление от долгов. В этой перспективе банкротство видится несколько в ином ключе. Фирмы получают возможность законным путем удовлетворить требования своих кредиторов и по завершении продолжить свою деятельность.

В реальности возможен вариант куда более привлекательный, чем закрытие фирмы. Предусмотрены инструменты, позволяющие вдохнуть новую жизнь в деятельность организации, меры по предотвращению критических ситуаций, помощь в преодолении тяжелых периодов с целью продолжить дальнейшую работу без задолженностей.

Закон регулирует:

  • основания признания должника несостоятельным;
  • порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства;
  • порядок проведения процедур, применяемых в деле.

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Градообразующая организация

Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.

По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.

Лица, участвующие в деле:

  • Органы местного самоуправления.

Особенности:

  • Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
  • В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
  • По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
    • Поручительство в данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
  • Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
  1. Сумма задолженности;
  2. График ее погашения.
  • Поручителем может выступить:
    • РФ;
    • Субъекты РФ;
    • Уполномоченные органы муниципальных образований.
  • При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
    • Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
    • Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
    • В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
    • Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
      • досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
      • признания компании банкротом;
      • начала конкурсного производства.

Особенности банкротства некоторых видов юридических лиц

Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.

По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.

Лица, участвующие в деле:

  • Органы местного самоуправления.

Особенности:

  • Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
  • В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
  • По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
    • Поручительство в данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
  • Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
  1. Сумма задолженности;
  2. График ее погашения.
  • Поручителем может выступить:
    • РФ;
    • Субъекты РФ;
    • Уполномоченные органы муниципальных образований.
  • При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
    • Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
    • Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
    • В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
    • Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
      • досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
      • признания компании банкротом;
      • начала конкурсного производства.
Читайте также:  Заявление на патентную систему налогообложения 2023 для ИП

Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.

Особенности:

  • Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
  • Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
  • Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
    • сезонность;
    • влияние климатических условий;
    • возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
  • Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
    • выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
  • Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
  • В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
  • При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Обязанность руководителя должника — юридического лица либо ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника обеспечивается привлечением указанных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами, возникшим по истечении месячного срока со дня появления обстоятельств, которые признаются основаниями для обязательного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве 2002 г.).

Руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) помимо этого могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Уголовная ответственность руководителя должника и индивидуального предпринимателя наступает в следующих случаях:

а) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества и др., если эти действия совершены указанными выше лицами при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб (ч. 1 ст. 195 УК РФ);

б) неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб (ч. 2 ст. 195 УК РФ);

в) преднамеренное или фиктивное банкротство (ст. 196, 197 УК РФ).

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель, не выполнившие обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, при определенных условиях могут стать субъектами и таких преступлений, как получение кредита или льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии организации или индивидуального предпринимателя, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 176 УК РФ); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта (ст. 177 УК РФ).

В соответствии с гражданским законодательством кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, — наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Однако участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Правом же на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.).

В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве 2002 г.); во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7); в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы (ст. 12).

Анализ положений Закона о банкротстве 2002 г. позволяет классифицировать кредиторов по их статусу. Так, в зависимости от суммы требований, признанной обоснованной, можно выделить крупных и мелких кредиторов.

Следует согласиться с М.В. Телюкиной, что эта дифференциация «основывается на оценочных категориях. Крупными являются кредиторы, в силу объема своих требований имеющие возможность реально влиять на положение должника. Это, как правило, юридические лица. Такие кредиторы всегда более организованны и осведомлены, в том числе в экономических и правовых вопросах. Это дает им возможность принимать на собраниях кредиторов решения в свою пользу, подчас в ущерб интересам мелких кредиторов и самого должника. Мелкие же кредиторы, несмотря на свою численность, разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел»*(76).

Еще одним критерием классификации может служить обстоятельство: является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. На этом основании различают кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности.

Кроме того, в зависимости от порядка удовлетворения требований различают очередных и неочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом о банкротстве 2002 г. очередности (ст. 134). В свою очередь, неочередные кредиторы — это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных и послеочередных.

К первой группе (внеочередных) требований относятся:

— судебные издержки;

— выплаты арбитражным управляющим и реестродержателям;

— текущие расходы, связанные с функционированием должника;

— требования по обязательствам должника, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве и до признания должника банкротом;

— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, и т.д.

Ко второй группе (послеочередных) требований относятся требования, удовлетворяемые после погашения всех очередных требований. Послеочередными кредиторами являются учредители (участники) юридического лица, а также кредиторы третьей очереди, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов.

Интересен тот факт, что в соответствии с Законом Украины от 30 июня 19992 г. «О восстановлении платежеспособности должника при признании его банкротом» (новая редакция Закона Украины «О банкротстве») можно выделить шесть видов кредиторов:

а) инициирующие;

б) вынужденные;

в) залоговые;

г) текущей задолженности;

д) приоритетные (привилегированные);

е) реестровые.

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Читайте также:  Типовой договор на ОДН между рсо и УК по холодной воде

Судебная практика по банкротству общества и правам участника.

  • УСЛУГИ ПОРТАЛА
  • Бизнес-юрист
  • Открытые реестры юри.лиц всех стран
  • Реестры недвижимости др. стран
  • Объявления Вакансий
  • Жалоба в Конституционный суд РФ
  • Дислокации судов
  • Пользователи
  • Общественная приемная
  • Юрист на ютубе

Юристы в своей практике часто сталкиваются с распространенным стереотипом – банкротство возможно, только если у должника 500 000 рублей долга и просрочка как минимум 3 месяца. Это заблуждение, на самом деле размер долгов вообще не имеет значения, что подтверждается соответствующими судебными постановлениями.

Вот комментарий АС Чувашской республики по делу № А79-15404/2018 от 14 февраля 2019 года, где в суд обратилась Петрова С. В. с просьбой признать ее банкротство с долгом чуть меньше миллиона рублей. В числе прочего суд отметил, что неплатежеспособным гражданин является в том случае, если:

  • прекратилось исполнение долговых обязательств;
  • должник не исполнил 10% и больше своих обязательств (например, если взнос по кредиту составляет 12 000 рублей, то недостаток более 10% (1200 р.) при погашении кредита уже свидетельствует о неплатежеспособности гражданина);
  • долг превышает стоимость собственности должника;
  • исполнительное производство по взысканию долга было приостановлено в связи с отсутствием ликвидного имущества у должника.

Согласно постановлению АС Удмуртской республики по делу № А71-25440/2018 от 8 апреля 2019 года, несостоятельностью следует считать обстоятельства, при которых должник не может больше выполнять свои обязательства по оплате долга. В качестве основания приводятся положения Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 года № 45. Также уточняется, что нет значения, от какой суммы долга возникла проблема реализации обязательств – размер долга при этом не имеет значения.

Практика показывает, что в основном суды приостанавливают заявления, поступившие от кредиторов в лице официальных органов. Большей частью – от ИФНС. В качестве примера можно навести дело А70-21590/2018 от 11 января 2019 года, которое рассматривалось в АС Тюменской области.

Заявителем выступали представители ФНС, обратившиеся за признанием банкротства предпринимателя Насонова О.С. с долгом более 1,5 миллиона рублей, возникшим по налогам представленного физического лица. Собственно, суд решил приостановить поданное заявление по следующим причинам:

  • ФНС не опубликовала в 15-дневный срок до подачи заявления свои намерения в ЕФРСБ;
  • ФНС не внесла 25 000 рублей на депозитный счет в качестве вознаграждения для финуправляющего;
  • ФНС не направила копию заявления должнику;
  • ФНС не направила экземпляр иска в СРО АУ.

Фактически государственный орган допустил «детские» нарушения при инициации процедуры банкротства физлица, и следует заметить, что такие нарушения наблюдаются очень часто. Нечто подобное наблюдалось в деле Дело № А27-30564/2018 от 4 апреля 2019 года, где инициатором тоже выступала ИФНС, которая «забыла» представить суду ряд документов, в результате чего последовала приостановка рассмотрения дела о банкротстве.

После введения судом реализации имущества в отношении должника, формируется реестр требований кредиторов. То есть банки и физлица, которые выдавали должнику средства в долг и не получили их обратно, могут рассчитывать на признание своих долгов и возможный возврат долга (если хватит средств и имущества для расчетов). Соответственно, все требования должны быть подтверждены документально.

В отношении микрофинансовых компаний и кредитных организаций все понятно: они могут подтвердить свои требования кредитными договорами, нередко – судебными постановлениями о взыскании долга. Однако, как могут подтвердить свои претензии физические лица?

Обычно предоставляется расписка между физическими лицами, однако практика показывает, что наличие долга еще необходимо доказать. Дело в том, что просто заявить о своих требованиях не получится – наоборот, суд может счесть таких кредиторов аффиллированными лицами, которые включаются с целью дальнейшего контроля над процедурой банкротства физического лица.

В качестве примера можно привести дело № А45-20510/2015 от 8 апреля 2016 года, которое рассматривалось в АС Новосибирской области, где в реестр кредиторов хотел включиться Винер В. Л. как физлицо, с долгом 35 миллионов рублей. В качестве доказательства были представлены лишь расписки, однако проверка финуправляющего показала, что должник в принципе не имел собственности, средств, и не заключал сделки на такие суммы. Соответственно, суд сомневается в реальности передачи таких средств.

Также в защиту позиции судом было приведено Постановление Пленума ВАС № 35 от 22 июня 2012 года, согласно которому расписка принципиально не может являться неоспоримым доказательством реальности долга.

Споры по поводу расписок периодически возникают в судебной практике – нельзя обойти вниманием и дело № 33-12556/2015, где супруги, как физлица, обратились в суд с требованием на 63 000 евро по отношению к своему должнику. Дело дошло до ВС РФ, который занял позицию ответчика, отправив дело на новый пересмотр. Из доказательств парой было представлено только долговые расписки и факт передачи 5 000 евро (общий долг по расписке был 68 000 евро).

Так, ВС РФ указал, что долговые расписки свидетельствуют только о передаче средств, однако необходимы и другие подтверждения.

Нечто подобное наблюдалось и в популярном деле о несостоятельности Т. Исмаилова – Постановлением 9ААС от 18.03.2016г. по делу № А41-94274/2015 отменено включение очередного кредитора в реестр только на основании долговой расписки, поскольку других доказательств нет, а сопутствующие факторы по делу вызывают здоровые сомнения в платежеспособности кредитора.

В ресурсах правовой информации есть постановление Пленума ВАС РФ № 42 от 12 июля 2012 года, которым предусмотрен порядок регулирования взаимоотношений в цепочке:

Кредитор–Поручитель–Должник

Что такого представлено в данном регулятивном акте? Интересны следующие моменты данного нормативного документа.

  1. Кредитор вправе обращаться с требованием о долге как к основному должнику, так и к поручителю. Причем эта ответственность может быть разбита солидарно: то есть все стороны должны делить долг поровну.
  2. Если основной заемщик признал свое банкротство, и кредитор не включился в реестр, причем отсутствовали уважительные причины для пропуска сроков, то в дальнейшем иск к поручителю, заявление о банкротстве оного могут быть отклонены.
  3. Если кредитор обратился с иском о возврате долга к поручителю, и было вынесено соответствующее постановление по такому делу, то поручитель может включиться в реестр кредиторов к основному заемщику, если тот проходит процедуру банкротства физического лица.

Примечательно, что поручитель фактически становится новым кредитором должника, если он:

  • либо уже рассчитался с долгом,
  • либо банк предъявил претензии в его адрес.

В качестве подтверждения можно привести решение АС Центрального округа от 14 октября 2016 года № Ф10-3792/2016, где поручитель, который взял на себя ответственность за долг заемщика, практически выкупил долг, и стал новым кредитором.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей.

Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города.

В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Читайте также:  Увольнение работника на испытательном сроке по собственному желанию ТК РФ

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Понятие и нюансы признания несостоятельности

В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:

  • число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
  • количество работников больше 5 тысяч.

Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.

Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:

  • период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
  • в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.

Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.

Этапы признания банкротства градообразующих организаций

Введение внешнего управления под поручительство. Суд вправе ввести внешнее управление в случае не принятия решения собранием кредиторов о введении внешнего управления, по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле федерального органа или органа субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника в лице их уполномоченных органов. В этом случае поручитель несет субсидиарную ответственность.

Применение организационно-распорядительных методов управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст. 169 Закона о банкротстве).

Банкротство градообразующих предприятий

Обязанность перенести на покупателя право собственности прямо вытекает из легального определения договора продажи предприятия. В соответствии с п.1,2 ст. 564 ГК непосредственно после передачи предприятия покупателю право собственности на предприятие (переход права собственности) должно быть зарегистрировано за покупателем, если иное не предусмотрено договором. Здесь, в отличие от продажи недвижимости, закон четко разграничивает государственную регистрацию договора и регистрацию права (перехода права), возникающего из договора. В результате выстраивается стройная последовательность действий по перенесению на покупателя права собственности: подписание и государственная регистрация договора, подписание передаточного акта (т.е. передача предприятия), регистрация права собственности.

Список используемых источников

1. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности». М., 1999- 152 С.

2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.-527 с.

3. Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 2002.- N 3с.3

4. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.-2002.- N 1 — с.6

5. Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 208 с.: ил.

6. Миловицина Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2005. – 208 с.: ил.

7. Ивантер А. «На пол пути к оживлению» // Эксперт – 2001. — №46.с.10

8. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.,

9. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.

10. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2000- 129 С.

11. Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.: финансы и статистика, 2004- 84

12. Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2001 – 256 С.

13. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2003 – 657 С.

14. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 450 С.

15. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Главбух, 1998 – 210С.

16. Кондраков Я. П., Кондраков ИЛ. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». — М., «Проспект» — 2001 -450 С..

17. Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –2003г.-№10

18. Курс экономической теории / Под. ред. М.Н. Чупирина – Киров: «АСА», 2000. – 264 с.

19. М. И. Ходорович «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2004 -320 С.

20. Мураховская И. С. «Бухгалтерский учет и отчетность 2000». Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 – 870 С.

21. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 2002

22. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.-249 с.

23. Пошерстняк Е.Б. «Кассовые операции». М., 2003 – 150 С.

24. Раицкий К.А. Экономика пердприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004.-260 с.

25. Романовский М.В., Финансы предприятий: Учебник. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000 – 220 С.

26. Сабанти Б.М. Теория финансов М.: Менеджер. 2000. -168 с.

27. Терехова Л.В. Управление финансами предприятия, — М.: 2000 – 651 С.

28. Токарев И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях». М., «ИД ФБК Пресс», 2002 – 340 С.

29. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2004 – 150 С.

30. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2003 – 514 с.

31. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробышева и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2002 – 250 с..

32. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» / М.: ИНФРА, 2003 – 470 С.

33. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебное пособие. М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2000- 290 С.

Банкротство градообразующих организаций

Стр 13 из 20 Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также организации, численность работников которых превышает 5000 человек. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительнойвласти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию о деле, о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления поручительства по обязательствам должника. Поручительство. Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство задолжника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов. Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме.

В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.

Должник и его поручитель обязаны приступить к


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *