Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2023 году сроки оплаты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2023 году сроки оплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

Порядок внесения платы за негативное воздействие

11 апреля 2016 года вышло пояснительное письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 «О плате за НВОС» уточняющее порядок внесения НВОС ,на 2017 год:

  • Крайний срок уплаты НВОС за 2017 год – 1 марта 2018 года
  • Для всех (кроме малого или среднего бизнеса) важно следить, чтобы 1/4 от суммы за год (прошлый) каждый квартал выплачивалась на соответствующий КБК (отдельно по отходам, выбросам и сбросам). Размер сумм платы должен быть на основе фактических (не начисленных) выплат за I — IV квартал 2015. Для малого и среднего бизнеса в 2017 году все без изменений: нужно раз в год подать декларацию.
  • При переплатах средства могут быть зачтены в счет будущих платежей, либо возвращены плательщику.
  • По итогам года до 1 марта 2018 все хоз. Субъекты перечисляют плату НВОС в соответствии с основным ФЗ №7 «Об охране ОС».
  • Подача отчетности в течение 2017 года не производится (только платежи). Декларация о внесении платы подаются до 10 марта 2018.
  • НВОС не взимается, если отходы размещаются на объектах размещения отходов без негативного следа на ОС.
  • Вне зависимости, включен ли объект размещения отходов в госреестр объектов размещения отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится. В планах принятие постановление Правительства РФ с порядком исключения НВОС.

Кто освобожден от уплаты

Обязательства по уплате сбора не касаются организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 4 категории (малоопасные), негативно влияющих на среду. Данная категория должна подтверждаться свидетельством о постановке этого объекта на госучет. Кроме этого не взимается плата:

  1. За размещение при накоплении отходов для последующей их утилизации — на протяжении 11 мес. после их образования.
  2. По медицинским отходам, так как их не причисляют к ТКО. Вопросы, связанные с ними, решаются с применением норм нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан. В их числе — ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 (акт. ред. — 02.07.2021), п. 6 ст. 2 ФЗ № 7, п. 2 ст. 2 ФЗ № 89, а также разъяснения Минприроды (письмо № 25-47/28897 от 02.11.2020 и № 12-50/3268-ОГ от 30.04.2015).
  3. С арендаторов, если согласно арендному договору собственником отходов является арендодатель. На них распространяются общие нормы высвобождения от уплаты, а плата может предусматриваться по общим основаниям. Платит тот, кто «вредит» атмосфере (кто эксплуатирует НВОС, у кого появляются отходы). За ТКО, размещенные региональным оператором, платить не надо.

Чтобы подтвердить исключение НВОС на эксплуатируемом объекте размещения отходов, требуется провести мониторинг окружающей среды, затем представить отчет в территориальный орган Росприроднадзора до 15.01.2022 (за прошедший 2021-й г). Исключение НВОС подтвердят, если:

  • в отчете правильно отображены данные измерений;
  • соблюдены соответствующие нормативы по качеству либо, при их отсутствии, — показатели состояния компонентов окружающей среды возле специального объекта, предназначенного для размещения отходов.

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

Согласно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платить за негативное воздействие на окружающую среду обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляется хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе передача отходов на захоронение.

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

ЖДАТЬ ЛИ ПРОВЕРОК В 2023 ГОДУ?

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Для кого плановые проверки отменяются?

  • Предприятия и организации, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска
  • Предприятия и организации, бъекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса
  • Тем не менее надзорные органы наносят профилактические визиты в организации, которые попадают под мораторий на плановые проверки. Поэтому наладить документооборот и сдать экологическую отчетность необходимо всем предприятиям и организациям без исключения.

Плату за НВОС вносят субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовой формы, так как даже если предприятие не создает вредные выбросы, в ходе его деятельности все равно образуются отходы. Это может быть бумага, лампочки, расходные материалы от офисной техники, упаковка и т.д.

Не сдавать расчет НВОС могут лишь арендаторы, но при этом должны быть выполнены несколько условий:

  • в договоре аренды указано, что выплата экологических платежей осуществляется арендодателем;
  • арендодатель подает расчет НВОС в Росприроднадзор своевременно, а также выплачивает экологические платежи в полном объеме;
  • арендодатель указал ваше предприятие в ПНООЛР.

Если плату за вас вносит другая организация, то это нужно подтвердить документально. Если сделать это невозможно или плата не была внесена своевременно, то ваше предприятие или организация будут оштрафованы.

Расчет платы по экологии

Базовая составляющая экологического налога за выбросы загрязняющих атмосферу веществ – объемы выбросов стационарными источниками (НК, ст. 206 абз. 1,2). Налог определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Все рассчитываемые объемы выбросов классифицируются по степени опасности и суммируются в расчете налога. Аналогично исчисляются остальные платежи по категориям вредных веществ, но за базу налога не всегда берется объем, а используются единицы массы.

В следующем году Правительство РФ рассчитывает проиндексировать экологический налог, применив коэффициенты к базовой норме 2003 г. и 2005 г. соответственно:

  • 2015 г. – 2,45 и 1,98
  • 2016 г. – 2,56 и 2,07
  • 2017 г. – 2,67 и 2,16

Подача расчета и внесения платы

Основание для осуществления расчета – все тот же Федеральный Закон №7-ФЗ Согласно этому документу, подавать декларацию в Росприроднадзор нужно до 10 марта года, который следует за отчетным годом.

Сроки непосредственной платы экологического платежа зависят от того, к какой группе плательщиков относится предприятие. Согласно статьи 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. таких групп всего две:

  • объект относится к малому и среднему предпринимательству (МСП). Оплату можно сделать с 1.01 по 1.03 года, следующего за отчетным периодом;
  • объект не является МСП. Платежи являются авансовыми, они вносятся каждые 3 месяца, раз в квартал, кроме 4 кв., до двадцатого числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного периода. Размер платежа рассчитывается исходя из суммы прошлогодней платы (четверть от всей суммы).

Если плата не будет внесена в установленные законом сроки, на должностные лица, несущие ответственность за это, может быть наложен штраф. Его размер может варьироваться от 3000 до 6000 руб. Для юрлиц — от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Контроль за правильностью исчисления платы, проверку деклараций о ней осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – организации, ведущие деятельность только на объектах, оказывающих негативное воздействие IV категории.

Категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждает свидетельство о его постановке на государственный учет.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:

  • юрлица и ИП, от хозяйственной и/или иной деятельности которых образовались отходы (кроме твердых коммунальных отходов);
  • региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

Читайте также:  На сколько могут посадить за неуплату алиментов в России 2023 году

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.

Укажем только особенности для побочных продуктов производства:

  1. К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
  2. Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.

Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в территориальных органах Ростехнадзора в соответствии с Приказами Ростехнадзора N 545 и N 867 . При этом основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством РФ (п. 7 Порядка постановки на учет).

Приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Приказ Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей природной среды — это признаки состава преступления по ст. 8.5 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрены штрафы:

  • для должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Читайте также:  Оплата газа без счетчика в квартире в 2023 году

В Письме от 12.02.2007 N 04-09/170 Ростехнадзор указал также на то, что филиалы самостоятельно на учет не встают. Платежи за них рассчитывает и вносит по месту учета объектов негативного воздействия головная организация. При этом филиал вправе осуществлять на основании доверенности юридического лица уплату обязательных и иных платежей и другие полномочия от имени юридического лица, если указанные полномочия закреплены за ним на основании утвержденных положений, при этом филиал не является самостоятельным плательщиком, не обладая гражданской правоспособностью (ст. 55 ГК РФ).

Постановка на учет в территориальных органах Ростехнадзора производится по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. Если у организации имеется более одного объекта негативного воздействия, то плательщик ставится на учет по каждому объекту отдельно (п. 4 Порядка постановки на учет). При этом местом нахождения стационарного объекта признается территория соответствующего субъекта РФ, в котором фактически находится стационарный объект. Местом регистрации передвижных объектов является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового — место регистрации их владельца.

Итак, поскольку плата начисляется не за любое воздействие, а только за негативное, то и заявлять о себе как о плательщике в территориальные органы Ростехнадзора предприятие должно, когда оно начинает производить какой-либо вид загрязнения из перечисленных в Порядке определения платы:

  • выбросы загрязняющих веществ (от передвижной техники и стационарных источников) в атмосферу;
  • сбросы сточных вод;
  • размещение отходов (мусор, вторичные отходы).

Впервые встать на учет не поздно в течение квартала, в котором осуществлялось негативное воздействие. Согласно п. 8 Порядка постановки на учет территориальному органу Ростехнадзора отводится для этого 30 дней с момента получения информации об осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещении отходов производства и потребления. Организации-плательщику присваивается регистрационный номер, данные о ней и об объектах негативного воздействия вносятся в реестр плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду. Свидетельство о постановке на учет оформляется территориальным органом Ростехнадзора в электронном виде, но по запросу предприятия формируется и выдается представителю плательщика на бумажном носителе (не позднее 30 дней с момента получения запроса) (см. п. п. 9 — 15 Порядка постановки на учет).

Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344) для пяти существующих классов опасности отходов.

Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов по своему характеру не относится к плате за сверхнормативное воздействие, а значит, уменьшает налоговую базу при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такая позиция подтверждена Постановлениями ФАС ВСО от 16.04.2007 N А33-8921/06-Ф02-1794/07, от 06.03.2007 N А33-2101/05-Ф02-6757/06-С1.

В случае наличия лимитов на размещение отходов и при условии соблюдения объемов и требований к их размещению предприятие при расчете платы использует ставку платы в пределах установленных лимитов, соответствующую классу опасности отхода. При отсутствии лимитов плата увеличивается в пять раз по отношению к базовой ставке (п. 6 Порядка определения платы).

Для исчисления платы за отходы производства и потребления в расчете предусмотрен разд. 4 «Размещения отходов производства и потребления». Он заполняется столько раз, в скольких объектах предприятие размещает свои отходы. Все виды отходов, размещаемые на одном объекте, указываются по одному разделу. В этом разделе делается отметка о наличии лимита на размещение отходов, сроке его действия, указывается код отхода в соответствии с ФККО и класс опасности. Согласно Приложению N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344 выделено пять классов опасности отходов для окружающей среды:

  • отходы I класса (чрезвычайно опасные);
  • отходы II класса (высокоопасные);
  • отходы III класса (умеренно опасные);
  • отходы IV класса (малоопасные);
  • отходы V класса (практически неопасные).

Чтобы исчислить плату, предприятие из общего объема размещенных отходов за отчетный квартал выделяет тот объем, который находится в пределах и сверх установленных лимитов, и проставляет соответствующие им нормативы платы. Они указаны в Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344. Так, отходам IV класса опасности соответствует норматив платы — 248,4 руб/т, V класса — от 0,4, 8,0 и 15,0 руб/т.

Какие формы отчетов нужно готовить плательщикам экологического сбора

Плательщики экологического сбора обязаны готовить и предоставлять в Росприроднадзор следующие виды отчетных документов:

  1. До 1 апреля:
    • декларацию о товарах (выпущенных на территории России или импортированных), которые подлежат утилизации — в соответствии с Положением о декларировании по постановлению Правительства России от 24.12.2015 № 1417;
    • отчет об исполнении нормативов утилизации — в соответствии с Правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
  2. До 15 апреля года, следующего за отчетным, — форму расчета сбора по приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, к которой прилагаются:
    • квитанции о перечислении сбора в бюджет;
    • если форма расчета предоставляется представителем — доверенность на него.

Изучим, для каких хозяйствующих субъектов установлена обязанность отчитываться по указанным формам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *