Какой суд выше верховный или конституционный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой суд выше верховный или конституционный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

Порядок обращения в Верховный Суд РФ

При подаче документов в ВС к ним предъявляются специальные требования для соответствующей категории дел:

  1. По административным делам — гл. 12, 21–23, 26, 27, 34, 35, 36, 37 Кодекса административного судопроизводства РФ.
  2. Гражданским делам — гл. 1, 39, 41, 41.1, 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49, 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Делам по разрешению экономических споров — гл. 35, 36.1, 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  5. Делам об административных правонарушениях — гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ) 1) Конституционный Суд Российской Федерации
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ) 2) Верховный Суд Российской Федерации
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ)
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ)
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов)

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституционный или Верховный суд, кто главнее?

В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний.

Как система устроена сейчас? Судьи Верховного и Конституционного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. При этом судьи Верховного суда должны перед назначением пройти, так же как и все остальные судьи страны, через утверждение квалификационной коллегии соответствующего уровня (для Верховного суда – Высшей квалификационной коллегии, ВККС).
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Когда неформальные практики будут меняться, они будут меняться уже с учетом изменившихся формальных правил.

Как будет работать Конституционный Суд по новому закону

Россия относится ко второй категории, но дрейфует в сторону первой. Раньше у нас было три высших суда, а теперь – два: Верховный суд и Конституционный суд.
Однако в Конституциях других стран установлены иные правила. Например, в статье 5 Конституции КНР сказано, что «государство поддерживает единообразие и достоинство социалистической правовой системы. Никакие законы, указы, или местные правила и инструкции не могут противоречить Конституции».

Можно только жаловаться в органы судейского сообщества (или в Конституционный суд в случае с судьей соответствующего суда) и надеяться на то, что судебная система сама исторгнет недостойных.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

КС РФ разъяснил, как оплачивать труд работников, зарплата которых помимо месячного или должностного оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты.

Среди других важных изменений – ужесточение требований к обращениям, которые могут быть рассмотрены КС. Отныне заявителю, прежде чем жаловаться на неконституционность нормы, примененной в его деле, придется исчерпать «все другие внутригосударственные средства судебной защиты», а именно дождаться решения самой высокой инстанции для данной категории разбирательства.

Самыми обсуждаемыми поправками являются поправки, связанные с «обнулением президентского срока».

Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

КС РФ отметил, что Конвенция МОТ № 132 не ограничивает срока, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием взыскать компенсацию. Работники имеют право на компенсацию за все неиспользованные отпуска.

Одно из главных нововведений – сокращение численности судей с 19 до 11. Суд может работать, если в его составе будет не менее восьми судей (до этого – 13). Впрочем, нововведение заработает только когда судей станет 11. Специально их сокращать не планируется. Просто не будут заменять тех судей, которые выбывают из суда по достижении предельного возраста (70 лет).

ВС РФ, — высшая ступень среди судов. У него много функций, в том числе надзор за работой всех нижестоящих судов, рассмотрение ряда дел в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, разработка предложений по совершенствованию законодательства, разъяснение для всех судов вопросов судебной практики и так далее. Он разъяснил, когда представителю не нужно юробразование, и рассказал, что будет, если адвоката не пустят на обыск. Были и решения для бизнеса. Одно из них, к примеру, поможет сэкономить на налогах. Не прошли мимо суда также социальные гарантии и свобода собраний. Наконец, одной из резонансных тем года стала конституционная реформа.

Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным…

Согласно статье 12.1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона и (или) кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: 1) замечания; 2) предупреждения; 3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок рассмотрения жалобы о совершении судьей дисциплинарного проступка определен ст.

Читайте также:  Льготный проезд для пенсионеров на городском транспорте в Нижнем Новгороде в 2023 году

22 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ

«Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

и ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. В жалобе, подаваемой в квалификационную коллегию судей, должны быть указаны: — наименование квалификационной коллегии судей, в которую направляется жалоба; — фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо представителя организации (юридического лица) и ее наименование; их место регистрации (жительства) или нахождения и почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации жалобы, а также номер телефона и (или) адрес электронной почты заявителя в случае согласия на уведомление посредством телефонной связи или электронной почты; — фамилия, имя и отчество судьи, действия которого обжалуются, наименование и местонахождение суда; — сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка; — личная подпись и дата.

Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка

Рекомендуем прочесть: Как получить пенсию с северным коэффициентом

Юридические науки»

Механизм внепроцессуального воздействия на осуществление органами судебной власти их конституционных задач реализуется посредством исполнения Верховным Судом возложенных на него законом обязанностей по организации деятельности судов.

Конституция Российской Федерации указывает на направляющее значение разъяснений проблем правоприменительной практики судов Верховным Судом в порядке судебного надзора.

Выявлена следующая практика рассмотрения дел об АП мировыми судьями: когда в процессе рассмотрения дела заявляется письменное ходатайство о вызове свидетелей (в т.ч. опросе понятых в кач-ве свидетелей),, как правило, это ходатайство удовлетворяет.

И тогда судья принимает решение рассмотреть дело в отсутствие свидетелей: в их присутствии, по мнению, нет необходимости, т.к. в деле достаточно и других доказательств, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВИНУ ЛВОКа (можно подумать, они заранее знают, сто свидетели вину ЛВОКа подтвердят).

Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
  • В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
  • В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
  • Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.

Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.

Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.

Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.

Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.

Какой суд выше верховный или конституционный

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

Судебная власть в РФ

Органы судебной власти РФ

1. Констит. основы суд. власти.

2. Констит. Суд РФ.

3. Прокуратура РФ.

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Их надо принимать во внимание, если:

  • нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС);
  • позиция ВАС была, но после этого существенно изменилось законодательство;
  • ВАС давно по этому вопросу не высказывался и вы подозреваете, что практика могла поменяться.

Отслеживать надо, в первую очередь, акты ФАС вашего округа. К примеру, для москвичей имеет значение лишь позиция московского ФАС. А она может отличаться от позиций других судов. То же касается и остальных регионов. И только тогда, когда в вашем округе подобные дела не рассматривались, можно посмотреть, что решают ФАС других округов. Кстати, позицию окружных судов надо смотреть в динамике: какая она сейчас и менялась ли она в предыдущие 3 года.

Собеседники «ФедералПресс» и политологи предполагают, что новый судебный орган может возглавить премьер-министр Дмитрий Медведев после президентских выборов.

Некоторые из экспертов считают, что именно для нынешнего кабмина и создается новое ведомство. Юридическое общество позитивно оценивает перспективы Дмитрия Медведева на посту главы нового органа.

Хотя эксперты отмечают, что судебной практики у премьера нет.

«У Медведева есть еще один плюс. Он грамотен в части интернет-технологий, это важно для развития любой системы. По большому счету, то, что он никогда не был судьей и не знает судейской работы снизу, не должно ему помешать.

Во многих цивилизованных странах, например, ставят гражданских руководителей в Министерства обороны и от этого они хуже не становятся. Руководитель судебной системы – это не совсем судья. Это примерно как главврач больницы. Он не столько врач, сколько менеджер.

Поэтому минусов абсолютно никаких не вижу» , – считает президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Политологи считают, что в случае рокировки Медведева, единственным местом, которое он может возглавить без серьезных последствий для своей карьеры, является объединенный суд. В данном случае есть один серьезный нюанс. Пост главы Верховного или Конституционного суда в нашей стране пожизненный.

«Он юрист и человек с большим опытом государственной деятельности. Он на этот пост подошел бы. Это единственная должность, которую есть смысл занимать премьеру. Бывший президент у нас вице-премьером не бывает.

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

Судебная власть в РФ

Органы судебной власти РФ

1. Констит. основы суд. власти.

2. Констит. Суд РФ.

3. Прокуратура РФ.

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  1. В нашей стране Верховный суд является высшей инстанцией власти. Устанавливается, что именно данный суд имеет право осуществлять процесс рассмотрения дела по уголовному, административному и гражданскому праву. Также, судебная инстанция осуществляет высшее правосудие по арбитражным процессам;
  2. Законодатель наделяет Верховный суд весьма существенными полномочиями. И в принципе, оспорить решения данной судебной инстанции можно только посредством созыва пленума Верховного суда, где процесс рассмотрения дела осуществляется коллективно;
  3. Есть конституционный суд, который считается высшей инстанцией по конституционному праву. Но, надо сразу же сказать о том, что оба суда имеют различную направленность своей деятельности. Именно по этой причине формируется немаловажный аспект, который определяет, что Конституционный суд не может пересматривать решения Верховного суда, если они не касаются нарушений конституционных прав;
  4. Устанавливается также то, что Гаагский суд по правам человека является высшей инстанцией и превышает полномочия Верховного суда. Именно по этой причине, в данную судебную инстанцию можно обратиться в том случае, если формируются нарушения прав и свобод человека.
Читайте также:  Нужно ли проходить медкомиссию при замене прав по истечении срока

Таким образом, становится понятно, что Верховный суд в нашей стране является высшей судебной властью.

На вершине нашей системы располагаются два главных суда Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.

  1. Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
  2. Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.

Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.

  1. Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
  2. Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
  3. Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
  4. Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.

Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.

Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.

Конституционные суд является высшим судебным органом наряду с верховный судом?

В принципе, структура формирования судопроизводства в данной судебной инстанции практически идентична структуре принятия исковых заявлений и жалоб в судах общей юрисдикции. То есть, формируется необходимость составить и подать специализированное обращение, которое в своем составе должно содержать детальное описание всех обстоятельств дела, а также описание норм законодательства, которые определяют правоту вашей позиции. В принципе, сегодня появилось достаточно существенное количество интернет ресурсов, на страницах которых вы сможете найти образцы данных документов, и непременно сможете правильно составить свое обращение в Верховный суд. Также вам нужно будет собрать список документов, которые определяют вашу личность и подтверждают вашу позицию по делу, и нужно будет оплатить государственную пошлину за открытие судопроизводства.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Создание и упразднение российских судов регламентируется Федеральным конституционным законом. Статья 17 указывает, что Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, созданные на основе Конституции, могут упраздняться только внесением в нее соответствующих поправок. Процедура создания и упразднения других судов федерального значения определяется федеральным законодательством, мировых и конституционных судов законами субъектов РФ.

Дмитрий Арнаутов 1 2 года назад Студент-юрист, читаю книги, смотрю фильмы — все стандартненько

Начать разбор различий этих судов стоит с того, что наиболее бросается в глаза – это название. Они отражают территориальную юрисдикцию и действительную компетенцию каждого суда. Итак, Конституционный (уставный) суд субъекта, как нетрудно догадаться, осуществляет юрисдикцию на территории конкретного субъекта, тогда как Конституционный Суд РФ – федеральный орган государственной власти и его юрисдикцией охватываются конституционные отношения на территории всей РФ.

1) Различий между ними много, достаточно сказать, что Конституционный Суд РФ один единственный, а вот Конституционный суд субъекта может создаваться субъектом (статья 27 ФКЗ «О судебной системе»). Проще говоря, это необязательный орган государственной власти субъектов и может создаваться по его решению (Здесь уже применяется порядок законотворческого процесса – на основании Конституции (устава) специально установленные субъекты законодательного права вносят в законодательный орган (дума, областная дума, народный хурал и т.д.) законопроект, где он и принимается).

2) Конституционный суд РФ можно упразднить только путем внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ, как это было с Высшим Арбитражным Судом. Для этого используется усложненный порядок, решение принимается в форме закона о поправке к Конституции РФ (статьи 108, 134, 136), который в отличие от простого закона принимается квалифицированным большинством голосов парламента (2/3 вместо ½ для Государственной Думы и ¾ вместо ½ для Совета Федерации, а также в течение года должны быть одобрены более чем половиной законодательных органов субъектов РФ). Конституционный суд субъекта, в свою очередь создается и упраздняется на основании закона или конституционного (уставного) закона – все зависит от самого субъекта, который устанавливает в каком порядке это действие будет производиться.

3) Кстати,Конституционный суд субъекта создается только в субъектах, являющихся республиками (Татарстан, Башкортостан, Алтай и т.д.). Такое решение видится в исторических событиях, предшествовавших созданию РФ и принятию Конституции РФ в 1993 году. Наиболее крупные национальные образования желали независимости и суверенитета, а для того, чтобы их удержать в составе новообразованной федерации, конституционная комиссия, разрабатывавшая Конституцию, пошла на такой ход. Все республики объявлялись якобы государствами в составе федерации (что отражено в самой Конституции (ст. 5), однако, ничего не значит. Конституционный Суд РФ в то время выносил много решений, где указывал на отсутствие у них суверенитета и права на сецессию), а также имели право на Конституцию республики (в остальных видах субъекта, как области, края и т.д. — устав), где разница была лишь в названии, а также право устанавливать государственный язык (например, татарский). Уставные суды действуют на основании Устава субъекта, что по сути и есть Конституция.

3) Разница видится также в уровнях систем и централизации. Вернемся опять же к ФКЗ «О судебной системе», где устанавливается единая система судов в России – она состоит из федеральных судов и судов субъектов. Итак, КСРФ занимает верхнюю строчку в части федеральных судов, а КС субъектов – в части судов субъектов. Таким образом, они не соподчинены друг другу (обратный пример — Прокуратура, где прокуратура субъекта строго подчинена Генеральной Прокуратуре). КСРФ не может отменить какое-то решение КС субъекта произвольно, но иначе в порядке рассмотрения дел о соответствии актов субъекта Конституции РФ, который установлен в ст. 125 Конституции РФ.

— Глава Конституционного суда Валерий Зорькин некоторое время назад заявил, что главный итог существования этого института на сегодня состоит в том, что из правовой системы исчезли грубые и явные нарушения Конституции, теперь они проявляются только на уровне интерпретации и системной связи норм. Насколько это соответствует действительности?

Список высших судов по странам

В конституционном праве классически выделяются следующие модели построения судебной системы:

* моносистемная — в государстве действует единая система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, который одновременно осуществляет все виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административное и конституционное); при этом специализированные суды не создаются.

полисистемная — в государстве помимо судов общей юрисдикции существует целая система самостоятельных специализированных судов, имеющих собственную компетенцию, которая не пересекается с компетенцией общих судов. Как правило отдельно создаются конституционные, административные, экономические, избирательные и другие суды.Суды общей юрисдикции — суды, осуществляющие правосудие как правило по гражданским и уголовным делам, также могут рассматривать административные дела.

Читайте также:  Кому предоставлено право ведения оперативных переговоров

В качестве специализированных судов на практике чаще всего отдельно формируются конституционные и административные суды, также возможно создание иных судов с особой отраслевой юрисдикцией.

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм актов различного уровня нормам конституции. В большинстве стран имеет статус суда sui generis и не входит в общую судебную систему, а является независимым специализированным органом вне разделения властей. В таких странах как КНР, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба, Нидерланды и Финляндия институт судебного конституционного контроля вообще отсутствует.

Административный суд — специализированный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения жалоб граждан на решения и действия органов государственного управления или их должностных лиц. В станах, которые копируют модель французского Государственного совета, такой орган одновременно является и органом исполнительной власти, и высшим судом административной юстиции. Противоположной является модель построения административных судов в Германии и в странах, перенявших её опыт, где подобное учреждение считается только органом правосудия.

Самостоятельную систему в некоторых странах образуют экономические (арбитражные) суды, которые разрешают коммерческие споры между различными хозяйствующими субъектами. В странах Латинской Америки хорошо развита система специальных избирательных судов (трибуналов) для разрешения вопросов, связанных с выборами и референдумами. В некоторых странах отдельно организованы главные военные, трудовые и счётные суды, а также высшие государственные трибуналы для привлечения к ответственности высших должностных лиц. В ряде мусульманских стран государством сформирована система шариатских судов.

Судебные системы в современном мире

Анализ зарубежного законодательства показывает, что в целом судебные системы имеют четкую структуру, иерархически выстроенную как по «вертикали», так и по «горизонтали».

Построение горизонтальной и вертикальной иерархии судов обусловлено, с одной стороны, требованиями судебного процесса

(возможность обжалования решений низших судов «по инстанции»), с другой — элементами формы государственного устройства (административно-территориального, федеративного).

Общим в судебных системах зарубежных стран является выделение видов судов, хотя подходы к этому процессу различны. Наряду с традиционными судами общей юрисдикции выделяют и различные виды специализированных судов. При этом принцип специализации как таковой редко фиксируется законодательно. Хотя на практике имеют место случаи конституционного установления данного принципа. Например, ст. 125 Конституции Украины (1996 г.) провозглашает два основных принципа построения судебной системы — специализацию и территориальность.

Выстраивание судебных систем по горизонтали позволяет выделить три вида специализации: внутреннюю, внешнюю и смешанную.

При внутренней специализации в рамках одного судебного органа создаются специализированные структуры, рассматривающие споры по различным сферам права (составы, присутствия, коллегии, сенаты, скамьи, камеры).

Предметом в суде может стать как вопрос права (конституционность или законность акта), так и вопрос факта (конституционность или законность действия, события, а также его установление). При этом вопрос факта может быть рассмотрен в суде каждого уровня, а вопрос права либо в суде каждого уровня (США), либо только на уровне верховного суда страны (Канада, Австралия). Система судов при этом является иерархично выстроенной.

В рамках внешней специализации учреждаются различные по юрисдикции суды. Наиболее распространенными являются суды общей юрисдикции (рассматривающие гражданские и уголовные дела). Встречаются суды конституционной, административной, социальной, трудовой, налоговой, финансовой, семейной, ювенальной юрисдикции (Литва, Германия, Франция), арбитражной и хозяйственной юрисдикции (Армения, Молдова), электоральной (Мексика,

Юрисдикция (лат. jurisdictio) — правомочия органа государственной власти.

При внешней специализации в рамках судебной системы имеют место как суды, специализирующиеся на рассмотрении дел одного профиля, так и суды, в рамках которых созданы инстанции, рассматривающие вопросы по различным сферам права.

Судебную систему Российской Федерации по горизонтали можно назвать системой со смешанной специализацией, во-первых, вопросы о конституционности нормативных правовых актов рассматривают суды конституционной юрисдикции — Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов; во-вторых, имеют место суды узкой специализации (суд по защите интеллектуальных прав), в-третьих, имеют место суды с внутренней специализацией (Верховный Суд РФ). При этом судебная системы России имеет две высшие судебные инстанции — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Вне зависимости от того, внутренняя, внешняя или смешанная юрисдикция заложена в основе построения судебной системы, конструкция каждой из систем мира уникальна, имеет специфическую структуру и включает различные по подсудности инстанции.

Подсудность — способ определения, к ведению какого суда относится рассмотрение вопроса по существу. В зависимости от юрисдикции выделяют родовую (предметную), территориальную (местную), договорную (добровольную) и персональную подсудность.

Выстраивание судебных систем по вертикали зависит от количества судебных звеньев, рассматривающих дело, начиная с первой инстанции. Число судебных инстанций колеблется от двух до четырех в мировой практике.

Две судебные инстанции — обычная практика, но, например, ст. 97 Конституции Польши (1997 г.) установлено, что судопроизводство является двухинстанционным, а в ст. 211 Конституции Гватемалы (1985 г.), что никакое судебное дело не может рассматриваться более чем в двух инстанциях.

Однако значительно чаще встречаются трех- и четырёхзвенные судебные системы: три звена — Казахстан, Армения, Польша; четыре — Франция, Италия.

Выстраивание судебных систем по горизонтали обусловлено особенностями формы государственного устройства определенного государства.

В федеративных государствах выделяются централизованные судебные системы (Россия, Германия) и децентрализованные (США).

В отдельных странах функционируют не только государственные суды, но и квазисудебные или альтернативные судебные органы. Например, медиаторы во Франции, консилиаторы в Италии, суды аксакалов в Киргизии.

Встречаются в мировой практике альтернативные суды, разрешающие споры в сфере религиозных отношений. Так, например, существующие в Израиле, Польше религиозные суды рассматривают как дела клира (духовенства), так и мирян.

Мирянин — последователь христианства, член Церкви, не являющийся священником, не принадлежащий к клиру.

Клирик — в православной церкви лицо, являющееся церковнослужителем.

Для мирян религиозный суд имеет характер полюбовного разбирательства, или третейского суда.

Особая группа квазисудов — шариатские суды, действующие в странах, признающих в качестве государственной религии ислам

(Алжир, Египет, Пакистан, Ливия, Марокко, и др.). Такие суды рассматривают вопросы брачно-семейных отношений, которые регулируются в данных государствах нормами мусульманского права. В некоторых странах (Персидского залива) шариатские суды обладают универсальной юрисдикцией.

Следует также отметить, что в мировой практике имеют место случаи, когда в судебную систему, кроме судов, входят и некоторые виды государственных органов (учреждений), например, органы предварительного расследования и органы прокуратуры. Так, во Франции, Италии, Испании и прокуратура, и суды образуют единый профессиональный корпус, именуемый магистратурой с общим корпоративным органом (Высшие советы магистратуры).

В целом в мировой практике уникальность судебных систем связана с рядом аспектов — историческим развитием и источниками, регулирующими их организацию и деятельность.

Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы

Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.

Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

Суд – это государственный орган. Но принцип разделения властей говорит о том, что во время разбирательства он должен отделяться от общего государственного механизма и работать независимо от него. И если человек спорит с целым государством, то суд, хотя и является частью этого государства, должен как бы отойти в сторону и посмотреть со стороны, кто прав – представители государства или гражданин. Впрочем, в реальности это происходит не всегда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *