Какие права имеют дети инвалиды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие права имеют дети инвалиды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

Возможные трудности при реализации прав

Основные проблемы, с которыми сталкиваются ребенок и его родители:

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Какие выплаты положены ребенку инвалиду

Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).

Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Помощь государства детям-инвалидам, их родителям и опекунам включает пособия, пенсии, доплаты, надбавки, социальные и налоговые льготы. Устанавливать инвалидность ребенку или нет — решать родителям, но отказавшись от установления инвалидности, семья теряет возможность пользоваться этими льготами.

Государственная поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на законодательном уровне включает в себя специальные гарантии семьям детей-инвалидов: социальные (пенсионные, медицинские, жилищные, транспортные, образовательные льготы), трудовые и налоговые. Перечень льгот, предоставляемых родителям детей-инвалидов, и собственно, самим детям с ограниченными возможностями, представлен в 181 Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, права работника, имеющего ребенка-инвалида, закреплены в Трудовом кодексе.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?

28.03.2019

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Читайте также:  Сварщик имеет право на досрочную пенсию

Предложен следующий вариант разграничения понятий:

· Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

· Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.

При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;

· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

Льготное санаторно-курортное лечение

Инвалиды имеют право на получение льготных путевок в лечебно-оздоровительные санатории в рамках НСУ. Для этого должны быть необходимые медицинские показания и отсутствовать противопоказания.
Для детей-инвалидов длительность пребывания в санатории составляет 21 день, для инвалидов, страдающих болезнями и последствиями от травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.

Кроме оздоровления ребенка-инвалида законодательством предусматривается предоставление путевки и сопровождающему его лицу. Обе путевки выдаются на одинаковых условиях.
Направление на оздоровление можно получить в ФСС или органах соцзащиты, подав заявление. Необходимым условием для обращения за направлением является наличие справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение, которую выдают в лечебно-профилактическом учреждении по месту прикрепления.

В каждом отдельном регионе предусмотрена своя периодичность предоставления путевок. Так, для Москвы и Московской области действует бесплатное обеспечение путевками детей-инвалидов не чаще одного раза в год.
Если путевка не была предоставлена из-за очередности, отсутствия финансирования либо по другим причинам, отказ можно обжаловать в:

  • ФСС или органе соцзащиты региона;
  • прокуратуре;
  • суде.

Детские специализированные учреждения

С целью обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья в РФ создана система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений, которые реализуют функции образовательного института: социально-бытовую, профессионально-трудовую, компенсирующую, реабилитационно-абилитационную.

В частности, существуют специальные группы и детские сады, школы и интернаты, детские дома, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. В зависимости от возраста и состояния здоровья, а также конкретных семейных обстоятельств каждый ребенок с ограниченными возможностями может проходить программу обучения и реабилитации в любом из подобных заведений.

Кроме государственных существуют частные школы и центры, которые функционируют на средства спонсоров и ставят во главу угла максимальное формирование навыков самообслуживания, всестороннее развитие психофизических способностей и оказание социокультурной помощи детям со сложными дефектами. Одной из особенностей таких объединений является внедрение инновационных психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса.

Читайте также:  По нововведениям с 01 октября 2023 заявления о разводе

Помимо получения выплат дети-инвалиды и их родители/опекуны могут бесплатно рассчитывать на:

  • лекарственные препараты, перечень которых предусматривается Законом;
  • лечение в санитарных учреждениях 1 раз в год с учетом оплаты поездки в обе стороны;
  • специализированные ортопедические принадлежности и средства передвижения, включая обувь и кресла-коляски;
  • литературу для детей, имеющих проблемы со зрением;
  • учебно-методические материалы с шрифтом Брайля;
  • сокращенный рабочий день;
  • запрет на увольнение матери-одиночки по инициативе администрации предприятия, за исключением случаев инициирования процедуры банкротства или ликвидации организации.

Законодательные акты, регулирующие права инвалидов.

Правительством Российской Федерации разработан целый перечень законодательных актов, регулирующий статус инвалидов, а также перечень и порядок преференций, на получение которых имеют право претендовать лица с ограниченными возможностями. Таковыми законодательными актами являются:

  1. Постановление Правительства от 20.02.2006 года № 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”.
  2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 года № 17 “Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 29.04.2005 года № 317 “О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.03 г. № 17 “Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
  4. Разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 15.04.2003 года № 1 “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 906н от 17.11.2009 года “Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы”.
  6. Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 года.
  7. Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 02.08.1995 года.
  8. Федеральный закон “О государственной социальной помощи”.
  9. Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 08.12.2010 года.

Льготы детям, родители которых инвалиды третьей группы.

Как указывалось выше льготы для детей, родители которых являются инвалидами, приравниваются к льготам самих родителей-инвалидов. Это значит, что при наличии у родителя третьей инвалидной группы, его ребенок имеет право претендовать на следующий перечень льгот:

№ п/п Группа льгот Перечень льгот
1. Льготы в медицинской сфере В данной сфере существуют такие льготы:
– получение необходимых медицинских препаратов по рецепту лечащего врача со скидкой 50%;

– получение медицинской техники и перевязочных материалов на безвозмездной основе;

– возможность бесплатного получения ортопедической обуви;

– бесплатное либо со скидкой 50% санаторно-курортное лечение.

2. Льготы в жилищной сферы В отношении данной сферы предусмотрен следующий перечень льгот:
– 50% скидки за услуги квартплаты и жилищно-коммунальные услуги;

– кроме того, если в доме печное отопление, то человек получает 50% скидки на приобретение топлива .

3. Сфера образования В данной отрасли действует следующий перечень преференций:
– возможность поступления в средние и высшие учебные заведения при сдаче вступительных экзаменов по отдельной льготной очереди;

– выплата стипендии в учебных заведениях, размер которой не зависит от оценок.

Так как у детей-инвалидов нет возможности самостоятельного обслуживания, члены семьи имеют особые права. Во время трудоустройства будущий работник должен предоставить информацию о себе, но сообщать о наличии инвалидности у детей не входит в его обязательства. Имеются особые права матери на работе, равно как и отца. На заметку, получить особые права на работе возможно при предъявлении свидетельства о рождении ребенка и справки об инвалидности.

При заключении договора лицо, имеющее на попечении ребенка-инвалида, вправе трудиться неполную неделю или неполный день при условии полностью сохраненной заработной платы, отпуска, без изменения общего стажа. Кроме того, родители, которые воспитывают «особых» детей, имеют право на следующие послабления:

  • их нельзя направлять в служебную командировку;
  • запрещается привлекать к внеплановому труду;
  • не допустима работа по ночам;
  • не положено сверхурочное время по выходным дням.

У работника есть право не использовать привилегии в зависимости от своего желания. Работодатель может обратиться к нему с просьбой о командировке или выхода на работу в выходные, но должен предупредить о возможности отказа. Родители ребенка-инвалида могут ежемесячно получать 4 дополнительных выходных по заявлению, оформленному в письменном виде. Данные выходные могут использоваться как одним родителям, так и делится на обоих.

За дополнительные выходные не должно быть вычетов из заработной платы. Также они имеют право на дополнительный 2-х недельный отпуск, который может предоставляться вместе с обычным. Можно получить его отдельно. Дополнительный отпуск не оплачивается. На заметку, одинокий работник, на попечении которого находится ребенок с ограниченными возможностями, не подлежит сокращению. Данный процесс возможен только при нарушении трудовой дисциплины.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

Читайте также:  Должен ли фрилансер платить налоги в России

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Распространенные вопросы

Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?

Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.

Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?

Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.

Когда ребенок заболевает, взрослые вынуждены принимать срочные меры по его лечению. На данный период выдается листок нетрудоспособности, его может оформить на себя любой работающий родственник. В зависимости от стажа работника и формы лечения сумма оплачивается в полном размере за совместное пребывание в лечебном учреждении и за первые 10 дней амбулаторной терапии. В дальнейшем она снижается до 50% от среднего заработка. Размер выплаты не может быть меньше действующего в конкретном регионе МРОТ.

На основании ст. 6 Закона 255-ФЗ максимальный период лечения составляет 120 дней ежегодно до тех пор, пока ребенок не достиг совершеннолетия.

Семьи бесплатно получают медикаменты, продукты для питания, имеют льготы на лечение в санатории, протезирование и ортопедическое обслуживание.

Как известно, существует 3 группы инвалидности, каждой из которых соответствует различная степень тяжести заболевания. Однако в отношении несовершеннолетних подобная система оценки проблем со здоровьем не применяется. Все дело в том, что в процессе взросления в детском организме могут происходить существенные изменения, сказывающиеся на процессе протекания болезни. Поэтому лицам до 18 лет вместо группы инвалидности назначается общий статус – ребенок-инвалид. По уровню социальной поддержки он вполне сопоставим с первой, самой тяжелой группой инвалидности.

После совершеннолетия ребенок обязан снова пройти медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) с целью назначения группы инвалидности. С этого момента возможно снижение размера выплат – например, если будет присвоена 3 или 2 группа инвалидности. А иногда комиссия и вовсе может оценить состояние здоровья ребенка как удовлетворительное и отменить инвалидность. Подобное решение можно обжаловать в течение 30 дней.

Если совершеннолетнему гражданину будет присвоена одна из групп инвалидности, в заключении МСЭ в качестве причины будет сделана пометка «инвалидность с детства». Ранее термином «инвалид детства» обозначали всех детей с ограниченными возможностями, но с 2014 года его заменили на «ребенок-инвалид».

Порядок назначения инвалидности несовершеннолетним лицам изложен в постановлении Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г. «О порядке признания лица инвалидом». Меры социальной поддержки, положенные детям-инвалидам и их родителям, прописаны сразу в нескольких законодательных актах:

  • федеральном законе №178-ФЗ «О гос. социальной помощи» от 17.07.1999 г.;
  • федеральном законе №166-ФЗ «О пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г.;
  • федеральном законе №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г.;
  • Трудовом и Налоговом кодексах РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *