Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

Особенности исполнения в регионах

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Что ждет тех, кто уклоняется от реализации программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» не просто декларирует требования и пути их реализации, но и имеет механизмы принуждения к реализации. Если руководители учреждений и организаций не исполняют требования законодательства в этой области, к ним применяются штрафные санкции:

  • 2-3 тысяч рублей на должностных лиц, 20-30 тысяч на юрлица штраф за неисполнение требований доступности на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушение требования обеспечения специальными средствами официальных сайтов государственных органов;
  • 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушения, связанные с выделением на автостоянках специальных парковой для инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»

Правительством предусмотрено, что за 1-2 года достаточно сложную с адаптацией инвалидов ситуацию не изменить. Поэтому на реализацию программы было выделено изначально семь лет. Планировалось, что доступная среда будет создаваться с 2011 по 2018 года. Но в 2018 году стало понятно, что программу нужно продлевать, и она получила еще 7 лет. Завершить внедрение программы планируется к 2025 году.

Пока предусмотрено 5 этапов адаптации городской и частной среды:

  • Первый этап. Длился с 2011 по 2012 годы. В этот период создавались законы, прорабатывалась программа, выявлялись наиболее значимые объекты.
  • Второй этап. Прошел в 2013-2015 годах. На этом этапе формировала инфраструктура и объекты для инвалидов за счет средства федерального бюджета. Основной акцент был сделан на организации по реабилитации инвалидов – их оснастили современным оборудованием, дали все необходимые технические средства.
  • Третий этап. Пришелся на 2016-2018 года. В этот период решались основные задачи правительства по адаптации объектов.
  • Четвертый этап. Начался после продления программы – в 2019 году и завершился в 2020 году. Был необходим для оценки работы программы, анализа выполненных задач.
  • Пятый этап. С 2021 по 2025 года. Завершающий этап выделен под увеличение числа регионов, участвующих в программе и объектов.

Программа «Доступная среда» для детей-инвалидов

В стране проживает около 1,5 миллионов детей с установленной инвалидностью. Главной их проблемой является невозможность полноценно общаться со своими сверстниками, при этом здоровые дети не понимают и не воспринимают имеющиеся проблемы и трудности детей с ограниченными возможностями.

Около 90% такого рода детей обучается в специализированных школах, а это, в свою очередь, может создавать трудности с их дальнейшей социальной адаптацией.

Также не принесли желаемых результатов попытки организовать обучение здоровых детей и инвалидов вместе.

Для регионов разработаны социальные программы для детей инвалидов по введению доступной среды для них. Так, в школах создаются все условия, чтобы дети с ограниченными возможностями могли пользоваться школой наравне со здоровыми детьми.

Для них постоянно приобретается и направляется в учебные классы специальное оборудование. Здания школы, кабинеты и т.д. реконструируют таким образом, чтобы ими было легко пользоваться детям-инвалидам.

Организована подготовка специалистов по следующим направлениям: логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги и т.д.

С какой целью организовывалась программа «Доступная среда» для инвалидов 2016-2023

На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей.

Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:

  • увеличение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы, а также повышение объективности принимаемых в ходе медицинского обследования решений;
  • повышение доступности для инвалидов услуг, реабилитационных и абилитационных (обучение новым навыкам), обеспечение доступа к получению образования и работы;
  • создание доступной среды для инвалидов, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, к наиболее необходимым услугам и объектам инфраструктуры населенного пункта.
Читайте также:  Пособия многодетным семьям в 2023 во Владимирской области

Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Главной целью внедрения программы в Российской Федерации «Доступная среда» является создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц и МГН. Адаптация помещений и территорий общего пользования позволяет людям с ОВЗ беспрепятственно пользоваться нужными им услугами.

Еще одной целью создания доступной среды для инвалидов является расширение возможностей людей с ОВЗ. Устранение барьеров позволяет получать образование наравне со здоровыми людьми, оборудованные рабочие места делают возможным трудоустройство инвалидов.

Реализация программы обязательна в объектах социальной инфраструктуры, которые относятся к значимым группам:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • социальная защита населения;
  • торговля;
  • транспортная инфраструктура;
  • связь.

Как реализуется программа?

Чтобы сделать объекты инфраструктуры доступными для инвалидов, программа реализуется по нескольким направлениям:

  • Обеспечение рабочими местами лиц с инвалидностью, создание оптимальных условий для трудовой деятельности. Касается это оснащения рабочих мест специальным оборудованием в зависимости от типа нозологий.
  • Создание центров реабилитации, повышение качества медицинских услуг для лиц с ОВЗ. Сюда относится первоочередный прием в поликлиниках, комплексное ежегодное обследование, помощь в восстановлении после болезней и операций.
  • Психологическая работа с населением. Инвалиды не должны чувствовать себя изгоями в обществе, сторониться людей. Для этого проводится работа в школах, высших учебных заведениях с целью объяснения равноправия всех людей, независимо от состояния здоровья.
  • Внедрение оборудования для предоставления информации. Это световое табло, голосовой помощник и т.д.
  • Устранение препятствий по перемещению инвалидов по зданиям. Человек с ОВЗ должен чувствовать себя уверенно, даже если находится на инвалидной коляске или слеп.
  • Оснащение библиотек книгами со шрифтом Брайля для обучения и духовного развития инвалидов.

Доступная среда живем вместе

Универсальные решения в общественных пространствах:

  • Горизонтальные движущиеся дорожки в аэропортах облегчают преодоление больших расстояний, особенно для путешествующих с багажом.
  • Выключатели на высоте, удобной для каждого, в том числе для ребенка, также является примером Доступной среды.
  • Двери имеют ручку, расположенную на удобной высоте для каждого человека (в том числе для ребенка или человека в инвалидной коляске), а также не являются тяжелыми для открытия, то есть не требуют больших физических усилий.
  • Вокзал или аэропорт должны быть удобными и доступными, чтобы даже ребенок самостоятельно и беспрепятственно мог везти свой багаж используя специально расположенные рампы, пандусы и траволаторы.

Пользование устройством или конструкцией не должно требовать от человека больших усилий и не приводить к утомляемости.

Что значит:

  • Пользователь максимально эффективно и комфортно пользуется предметом, прилагая минимум усилий.
  • Человек остается в удобном для него положении, пользуясь прибором.
  • Дизайн минимизирует действия, которые повторяются.
  • Необходимость использования длительного физического усилия сведена к минимуму.

Где применяют:

  • Двери, которые легко открываются (например, человек с пакетами покупок легко может открыть их локтем).
  • Включатель на высоте, удобной для каждого, в том числе для ребенка.
  • Горизонтальные движущиеся дорожки в аэропортах, которые облегчают передвижение с багажом между терминалами или в зоне вылета.
  • Скамейки в зонах ожидания в метро или на автобусных остановках, в парках, возле магазинов, аптек и т.д.
  • Особая форма крышки пластиковой или стеклянной бутылки, которая делает открытие более удобным.

Целевые индикаторы и показатели Программы

  • показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
  • показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
  • показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;
  • показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;
  • показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;
  • показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».

Что делают для детей с инвалидностью?

Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.

На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.

До девяноста процентов из них получает образование, что требует предоставления им комфортных условий для беспрепятственного их обучения.

Особенно важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью именно в детском возрасте, так как ребенок не должен ощущать значительного различия в общении со здоровыми детьми.

Читайте также:  Оформление договора дарения в МФЦ люберцы мои действия

Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла.

Поддержка для детей, по большей мере, осуществляется на региональном уровне:

  • В отдельных регионах готовят специализированных кадров для работы с такими детьми из логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и других направлений;
  • Некоторые области предоставляют городской бюджет для приобретения спец. оборудования для школ, восстанавливают здания для облегчения жизни детей;
  • Тамбовская область реализует программу образования без барьеров, в которую входит почти тридцать школ.

Государственная программа «Доступная среда» на 2016 -2020 годы

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

Задать вопрос Ответственный Исполнитель Программы Доступная среда — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Участники Программы — Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство.

подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

подпрограмма 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы»

— формирование к 2020 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; — совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы

  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам

показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»; показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 3 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 4 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации»; показатель 5 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (пилотный проект)»; показатель 6 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые)»; показатель 7 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, пилотный проект)»; показатель 8 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети, пилотный проект)»; показатель 9 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети)» 2016 — 2020 годы, в том числе: I этап: 2017 — 2020 годы; II этап: 2018 — 2020 годы общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 168437465,6 тыс. рублей, в том числе: на 2016 год — 33003378 тыс. рублей; на 2017 год — 30025336,3 тыс. рублей; на 2018 год — 33331917,2 тыс. рублей; на 2019 год — 35589924,4 тыс. рублей; на 2020 год — 36486909,7 тыс. рублей.

  • увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 12 процентов в 2016 году до 45 процентов к 2020 году);
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2016 году до 55 процентов к 2020 году);
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2016 году до 49,6 процента к 2020 году);
  • увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (с 10 процентов в 2016 году до 86 процентов к 2020 году);
  • увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, дети) (с 42,2 — 51,7 процента в 2016 году до 44 — 52 процентов к 2020 году)

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

Читайте также:  Декларация за 2023 год при закрытии ИП

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Мишустин рассказал о результатах госпрограммы «Доступная среда»

В стране насчитывается почти 12 миллионов человек с ограничениями по здоровью. В рамках госпрограммы, действующей с 2011 года, для них многое сделано, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

«Почти две трети объектов стали доступными, оборудовано пандусами и другими приспособлениями более трети социальных учреждений. В пять раз выросло количество школ, где создана безбарьерная среда», — перечислил он ряд достигнутых показателей. Оказывается содействие для трудоустройства гражданам с ограничениями, совершенствуется медико-социальная экспертиза, увеличено финансирование на современные технические средства реабилитации.

Нерешенные вопросы пока тоже остаются, признал председатель правительства. «Людям с ограничениями по здоровью необходимо создать комфортные условия для посещения не только государственных и медицинских учреждений, но и музеев, университетов, туристических комплексов федерального значения. В рамках госпрограммы предлагается поддержать такие организации на конкурсной основе», — сообщил председатель правительства.

Также будет продолжена работа по созданию в регионах базовых образовательных организаций в рамках формирования системы инклюзивного профессионального образования.

«Нужно, чтобы как можно больше детей с ограничениями по здоровью занимались в кружках, секциях, — отметил Мишустин. — К 2025 году до 75 процентов таких детей должны быть охвачены занятиями, а также, чтобы они могли ездить в детские центры отдыха и оздоровления».

Какие результаты были достигнуты благодаря реализации программных мероприятий?

Реализация проекта, предполагающего повышение уровня жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья – сложная задача. Поэтому в действующие правовые акты вносится большое количество корректировок. Благодаря оперативным действиям госструктур удалось добиться следующих положительных результатов:

  1. Стабильное функционирование организаций-нанимателей, в которых заняты люди с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Рост числа реабилитационных центров в стране.
  3. Привлечение в штат крупных организации инвалидов, реализующих себя в обществе.
  4. Улучшение городской среды, повышающее комфорт инвалидов со зрением и колясочников.
  5. Развитие телевизионных каналов с сурдопереводом.

Особое внимание уделяется детям. Несовершеннолетние не могут полноценно общаться со сверстниками, что усложняет их вовлечение в общественную деятельность и затрудняет развитие. К сожалению, попытки организации смешанного обучения полностью здоровых детей и детей-инвалидов не показали результатов.

Несмотря на наличие мероприятий в федеральной госпрограмме особое внимание стоит уделить региональной практике, например:

  • в Тамбове местная программа предполагает создание безбарьерного инклюзивного образования. В мероприятиях участвуют более 30 учебных заведений.
  • в ряде субъектов местные власти направили средства на приобретение для школ дорогостоящего специализированного оборудования и подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и др.

Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, указанное направление деятельности признается приоритетным во всей программе «Доступная среда». Успешная реализация мероприятий позволит не только адаптировать несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья к существующим реалиям, но и подготовить высококвалифицированные кадры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *