Особенности правового регулирования публичного договора в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности правового регулирования публичного договора в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Разновидности и особенности договоров, основные этапы заключения, условие и срок договора, свободные и обязательные, возмездные и безвозмездные

По действующему Гражданскому кодексу договор — добровольное двухстороннее или многостороннее соглашение, направленное на прекращение, возникновение, изменение каких-либо прав и обязанностей. В качестве сторон подобных договоров могут выступать юридические и частные лица, государство, муниципальные органы, международные и иные организации.

  1. Заключение договора. Основные этапы
  2. Условие договора
  3. Расторжение договора
  4. Срок договора
  5. Свободные и обязательные договоры
  6. Плюсы договоров
  7. Договор купли-продажи
  8. Договор услуг
  9. Договор аренды
  10. Договор ренты
  11. Договор найма жилого помещения
  12. Возмездные и безвозмездные договоры
  13. Трудовой договор
  14. Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц
  15. Особенности заключения договора

Публичный, рамочный, любой: Пленум разъяснил заключение договоров

Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Правоотношения из публичного договора регулируются ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Законодательство не содержит определения, что такое публичный договор на оказание услуг, а раскрывает понятие таких соглашений в общем. Кроме общих норм права, применяются специальные, регулирующие конкретные правоотношения, например: в сфере гостиничных услуг — постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085; поставка газа — постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245; телевизионное вещание — постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 785; теплоснабжение — постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808; ЖКХ — постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Они устанавливают требования к публичному договору с одним предметом сделки. Отличительные особенности соглашений этого вида:

  • субъектный состав и обязательство заключить соглашение с каждым обратившимся, одной из сторон публичного договора обязательно будет выступать организация или ИП, имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • продавец или лицо не вправе отказать в заключении соглашения гражданам, которые обратились к нему. Помимо граждан, в качестве второй стороны выступают юридические лица;
  • отсутствие преимуществ для определенных категорий покупателей (заказчиков), что значит — публичный договор может заключаться с обширным количеством контрагентов.

закону, неверно присваивать государству статус наследника девятой очереди, поскольку государство наследует имущество.

Таким образом, современное гражданское право устанавливает, что одним из участников современных наследственных правоотношений является государство. Российская Федерация, как публично-правовое образование, обладает правом наследования. Однако, правовой статус государства не идентичен правовому статусу наследника какой-либо очереди. В этой связи, вполне обоснованно можно говорить об особом статусе выморочного имущества, который приобретается исключительно при соблюдении законодательно установленных условий и об особом положении государства, которое осуществляет наследование указанного имущества.

Понятие и специфика публичного договора и договора присоединения.

Публичный договор — это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.

По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.

То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина — обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее — и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.

Речь идет, в частности, об обязательствах в сфере защиты прав потребителей, касающихся качества продаваемых товаров и предоставляемых услуг. В этом смысле, полагают аналитики, клиент имеет большое количество возможностей быть управомоченной стороной в правовых отношениях. То есть, считают юристы, законодатель, не предусмотрев оперативных механизмов правоприменительной практики в отношении публичных договоров, соблюдает баланс интересов в условиях, когда предполагается преимущественное положение клиента магазина или сервиса в аспекте защиты прав потребителя. Бизнесы, таким образом, получают некий инструмент, позволяющий, когда это возможно, произвести подстройку баланса интересов в свою пользу.

Публичный договор — это правовая категория, которая достаточно близка к некоторым другим типам контрактов. Каким, например? Прежде всего юристы в числе таковых отмечают договора присоединения. За счет каких признаков они становятся близкими публичным договорам?

Во-первых, в договорах присоединения условия сделки инициируются и предлагаются одной стороной, то есть поставщиком товаров или сервисов. Условия публичного договора аналогично формируются в одностороннем порядке поставщиками.

Правовое регулирование публичного договора

Публичный договор может быть признан договором присоединения в том случае, если условия договора, предлагаемого к заключению неограниченному кругу лиц, были разработаны стороной, реализующей товары, оказывающей услуги или осуществляющей иную коммерческую деятельность.

Предварительный договор — это договоренность между лицами о том, что через какой-то определенный период времени между ними будет заключено основное соглашение (п. 1 ст. 429 ГК). Такой документ должен содержать положения, позволяющие определить условия и предмет будущего договора.

Очевидно, что заключению публичного договора (равно как и договора присоединения) не может предшествовать заключение предварительного соглашения, т. к. их положения предварительно не согласовываются сторонами.

Взаимосогласованный договор — это соглашение, положения которого были согласованы всеми участниками. В этом случае при разработке проекта документа учитываются интересы всех партнеров, вносятся необходимые правки и корректировки. Договор при этом становится уникальным, а не унифицированным (в отличие от иных видов рассматриваемых документов).

  1. Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. 2004. N 6.
  2. Богданова Е. Понуждение к заключению договора // Право и экономика. 2005. N 1.
  3. Брагинский М.И. Применение статьи 426 «Публичный договор» Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. 2001. N 9.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2008.
Читайте также:  Езда детей на переднем сиденье в 2023 году

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2009.
  2. Вахнин И. Учет соотношения частного и публичного порядка регулирования при определении условий договора // Хозяйство и право. 1998. N 11.
  3. Кучер А.Н. Ответственность за недобросовестное поведение при заключении договора // Законодательство. 2002. N 10.
  4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юрист, Т. 1. 2000.
  5. Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. 2004. N 4.
  6. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации (правовое регулирование, комментарии, консультации, образцы документов): Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2009.
  7. Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. N 6.
  8. Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1999.

1

Пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2

Пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Исходя из статьи 426 ГК РФ, субъектами публичного договора являются лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и его контрагент – «каждый, кто обратится».

К лицам, осуществляющими предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, бесспорно, относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

По мнению многих авторов, режим публичного договора может быть распространен и на некоммерческие организации.

Например, как отмечает Р.Ю. Закиров, до внесения изменений, когда в качестве субъекта публичного договора в статье 426 ГК РФ была указана только коммерческая организация и оказание платных медицинских услуг некоммерческими организациями не подпадало под действие данной статьи, контрагенты некоммерческих организаций, как правило, ставились в неоправданно менее выгодное положение по сравнению с клиентами коммерческих организаций, оказывающих аналогичные платные медицинские услуги.

Действительно, нет оснований отказываться от применения статьи 426 ГК РФ в отношении некоммерческих организаций, поскольку это неоправданно сузило бы возможность защиты прав потребителей, заключающих договоры с ними.

Учитывая, что включение некоммерческих организаций в круг субъектов публичного договора не противоречит формулировке, содержащейся в статье 426 ГК РФ («лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность»), можно утверждать, что данная статья распространяется в том числе и на некоммерческие организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Не менее важным является вопрос о том, кто является слабой стороной публичного договора. В легальном понятии публичного договора, закрепленном в пункте 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, говорится о «каждом, кто обратится» к лицу, осуществляющему приносящую доход деятельность.

Конституционный Суд РФ в постановлении по одному из дел указал, что под понятием «каждый» понимается не только физическое, но и юридическое лицо, которое также является носителем конституционных прав. Тем не менее, в пункте 2 статьи 426 ГК РФ говорится о потребителях. Это позволяет предположить, что именно они являются субъектом публичного договора. Но кого следует относить к потребителям в контексте статьи 426 ГК РФ?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, по Закону РФ «О защите прав потребителей» потребителем может являться только гражданин, но не юридическое лицо. Некоторые авторы считают, что понятие потребителя в статье 426 ГК РФ следует толковать ограничительно, как в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Например, Н.А. Внуков полагает, что субъектом публичного договора может быть только гражданин-потребитель, отмечая, что цель приобретения товаров является определяющим критерием. Более того, автор считает, что потребительские нужды не должны иметь связи не только с предпринимательской, но и профессиональной и иной социально значимой деятельностью, так как в настоящее время получила широкое распространение различного рода профессиональная деятельность, правовой основой которой выступает гражданско-правовой договор.

Столь ограничительное толкование понятия «потребитель» представляется несоответствующим статье 426 ГК РФ, в которой прямо не указано, что потребителем может являться только гражданин.

При анализе норм второй части ГК РФ, регулирующих отдельные договоры, являющиеся публичными, можно заметить, что в некоторых из них в качестве потребителей названы или заведомо подразумеваются только граждане (ст. 730, п. 2 ст. 834, п. 1 ст. 919, п. 1 ст. 923 ГК РФ). Во многих из них формально не определен субъектный состав договора, именуемого публичным, но системное толкование соответствующих норм говорит о том, что стороной, которой оказываются услуги или выполняются работы, могут являться не только граждане, но и юридические лица (ст. 492, ст. 626, ст. 789, ст. 908, п. 1 ст. 927 ГК РФ).

Интересна позиция Л.В. Санниковой по данному вопросу: «юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть признаны потребителями в тех случаях, когда они приобретают товары (работы, услуги) для собственного потребления, т.е. являются их конечными потребителями».

Как отмечает А.И. Савельев, данный подход несет в себе неопределенность, поскольку в условиях, когда коммерческие организации обладают, как правило, общей правоспособностью, сложно определить, какой вид деятельности является для них основным, а какой нет.

Итак, субъектный состав публичного договора можно определить следующим образом:

1) Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность (далее – предприниматель), т.е. ИП, коммерческие и некоммерческие юридические лица;

2) его контрагент (далее – потребитель), которым с учетом специфики конкретного публичного договора может являться либо только гражданин, либо и гражданин, и юридическое лицо.

Для определения, какие договоры могут быть признаны публичными, следует проанализировать судебную практику.

Например, договор теплоснабжения признается публичным. Так, ФАС Центрального округа от 29.11.2013 по делу N А09-9622/2012 согласился с судом нижестоящей инстанции, который, ссылаясь на ст. 426 Гражданского кодекса РФ, счел, что исходя из смысла данной нормы договор теплоснабжения относится к публичному договору, отказ от заключения которого, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.02.2014 по делу N А35-12820/2012: суд согласился с тем, что по смыслу гражданского законодательства заключенные предприятием договоры о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Анализ судебной практики применения статьи 426 Гражданского кодекса РФ показал, что суды не склонны квалифицировать в качестве публичных договоры, не поименованные соответствующим образом в законе или не относящиеся к сфере деятельности, закрепленной в статье 426 Гражданского кодекса РФ (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание).

Вероятно, в наибольшей степени это связано именно с размытостью признака «публичный характер деятельности». Соглашаясь с А.И. Савельевым [23], отметим, что для устранения правовой неопределенности необходимо прямое указание законодателя на то, является ли тот или иной договор публичным.

С другой стороны, не следует забывать о существовании непоименованных договоров, которые также могут соответствовать признакам статьи 426 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, закрепление закрытого перечня публичных договоров также не стало бы решением проблемы.

  • 1 Правовая природа публичного договора
  • 2 Субъектный состав публичного договора
  • 3 Признаки публичного договора
  • 4 Судебная практика по публичному договору

Публичный договор несет под собой множество нюансов, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется ознакомиться с российским законодательством.

Согласно российскому законодательству публичным признается договор заключенный коммерческой компанией и определяющий обязанности по:

  • реализации товаров;
  • выполнению каких-либо работ;
  • предоставлению услуг.

Иными словами предусматривает то, что по характеру рода своей деятельности компания обязана осуществлять по отношению к каждому, кто обратился к ней:

  • ведение розничной торговли;
  • перевозка транспортом общественного пользования;
  • предоставление услуг связи;
  • предоставление услуг по энергоснабжению;
  • медицина;
  • гостиничное обслуживание и так далее.

По причине того, что к предпринимательской деятельности граждан, которая ведется без оформления статуса юридического лица, применимы правила, регулирующие работу коммерческих компаний, субъектами публичного соглашения могут выступать частные предприниматели (ИП).

Необходимо отметить, что договор на вывоз мусора для жителей частного сектора не входит в перечень публичных соглашений, которые указаны в ст. 426 ГК РФ.

Публичное соглашение вовсе не обязательно заключать в форме единого согласованного участниками сделки документа.

Согласованием публичной оферты поставщика услуг можно считаться:

  • приобретение билетов с целью массового представления;
  • подключение абонента-потребителя к сетям снабжающей компании;
  • приобретение оферентом уведомления от потребителя относительно принятия оферты.

В случае оформления договора в письменной форме, он в обязательном порядке должен соответствовать правилам данной разновидности деятельности — раздел, которые нарушают интересы потребителя, считаются таковыми, как недействительными по решению суда.

Согласно Гражданскому Кодексу к публичным принято относить соглашения, которые обязательны к подписанию, а их непосредственная структура устанавливается правилами соответствующей предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Повышение зарплаты росгвардии в 2023 вневедомственной охраны

В большинстве случаев с целью принятия предложения обязанной стороны стороне-потребителю необходимы конкретные действия, в форме документа соглашение не всегда заключается.

Основным нормативно-правовым документом принято считать (не только для юридического, но и физического лица) Гражданский Кодекс России.

В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 426 Разъясняет понятие публичного договора и отображает перечень соглашений, которые могут иметь данный статус
Ст. 782 Отображает порядок отказа от услуг согласно публичному соглашению
Ст. 23 Регулирует деятельность коммерческих компаний

Указанный перечень не является исчерпывающим, однако включает в себя все ключевые сведения для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.

Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.

Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.

Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.

К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.

Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

Характерные черты публичного договора

Ключевым признаком соглашения является ограничение свободы выбора контрагента. Бизнесмены лишены возможности выбирать делового партнера по собственному усмотрению. Они не могут отдавать предпочтение кому-либо, обязаны заключать сделки с клиентами в порядке очередности.

Экспертное мнение! В среде профессиональных юристов укрепилась позиция о признании стороной публичного договора участника, осуществляющего деятельность постоянно. Компании, либо предприниматели должны регулярно публиковать в открытых источниках предложения о сотрудничестве. Допускается использование и иных методов привлечения внимания потребителей. Ключевым же признаком является систематичность.

В ходе правового анализа специалисты выделяют несколько черт:

  • сходство с публичной офертой и договором присоединения;

  • присутствие в обязательстве двух или более сторон;

  • включение в предмет сделки услуг, товаров или работ, потребляемых в личных целях;

  • сочетание общих норм о публичности и специфических правил, действующих в отношении конкретного типа соглашений;

  • предоставление права на понуждение к заключению контракта.

Таким образом, публичный договор — это не отдельный вид гражданской сделки, а категория. Выделить существенные условия здесь нельзя. Правила сотрудничества, правовое регулирование и текст документа будут зависеть от характера отношений.

Договор присоединения

В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения является договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной не иначе как путем присоединения к договору в целом. Таким образом, вторая сторона ни обсуждать, ни изменять предложенные условия не может, такая сторона вправе или присоединиться к установленным другой стороной условиям в целом или отказаться от договора. Конструкцию договора присоединения не следует смешивать с конструкцией публичного договора. Публичный договор рассчитан на специальный субъектный состав, поскольку одной из сторон договора всегда должна выступать коммерческая организация, которая осуществляет публичные функции. В договоре присоединения субъектный состав не ограничен. Кроме того, режим, установленный ст. 428 ГК РФ, для договора присоединения содержит особые гарантии прав присоединившейся к договору стороны. Вместе с тем эти гарантии различаются в зависимости от того, какой субъект оказывается в роли потерпевшей от заключения договора присоединения стороны. Для физических лиц (не предпринимателей) при заключении ими договора присоединения ГК установлена возможность требовать расторжения или изменения договора в случаях, если:

а) договор присоединения лишает сторону прав обычно предоставляемых по договорам такого вида;

б) исключает или ограничивает ответственность другой стороны;

в) содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия.

Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.

Договор — это сделка, то есть действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Статья 154 ГК РФ разделяет все сделки на односторонние, двусторонние и многосторонние. При этом многосторонние сделки называются договорами.

Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.

Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.

Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.

Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.

К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.

Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

Понятие и специфика публичного договора и договора присоединения.

Публичный договор — это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.

Читайте также:  Что нужно для замены водительских прав в 2023 году по истечении 10 лет

По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.

То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина — обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее — и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.

Законодатель желает справедливости

Следует отметить что определение, данное публичному договору, было не совсем точным и в дальнейшем оно подверглось определенной критике. Особое внимание исследователи уделили тому, что одной из сторон выступает коммерческая организация.

Как бы ни стремились законодатели урегулировать в теории все пробелы в оформлении гражданских сделок, все равно случаются такие ситуации, которые не вписываются в определенные шаблоны. Причем, под непоименованными некоторые юристы понимают только те виды договоров, которые не описаны в гражданском законодательстве, но при этом могут быть урегулированы в других законах и даже кодексах.

Рассмотрим подробнее, какова специфика заключения публичных договоров. Выше мы отметили, что организация не имеет права отказаться от предоставления услуг или продажи товара — действий, которые предполагаются по договору, если возможность выполнить соответствующий пункт контракта есть. Можно отметить интересный факт из судебной практики.

Такой договор содержит элементы разных видов договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Включать в себя смешанный договор может элементы разных договоров (не менее двух), и формально максимальное количество разновидностей договоров для смешения Кодекс не ограничивает.

Указанное правило имеет ограничение. Так, когда требование о расторжении или об изменении договора предъявлено стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, оно не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать условия, на которых заключает договор.

Исполнитель в публичном договоре должен закреплять одинаковые условия для всех контрагентов, которые к нему обращаются. Иногда исполнитель нарушает положение о равных условиях, например, устанавливает завышенные цены одному потребителю. В таком случае слабая сторона вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с исполнителя неосновательного обогащения.

Подобного рода исключение из общего правила правового регулирования договорных отношений вызвано необходимостью государственной защиты общественных интересов, прав граждан-потребителей, а также в сфере экономических отношений.

Даже если исполнитель по публичному договору подписал его, это не означает, что для потребителя не будет причин для споров. Встречаются случаи, когда контрагент начинает уклоняться от исполнения договора. Если возникла такая ситуация, потребитель вправе потребовать в судебном порядке выполнить согласованные сторонами условия.

Классификация публичных договоров

Необходимо отметить, что принятая в гражданском праве система построения норм «от общего к частному», суть которой заключается в том, что ко всем договорным правоотношениям применяются те нормы общей части, на которые не влияет договорная специфика, не получила должного воплощения в ПС РФ применительно к публичному договору. Законодателем не выработан единообразный подход для применения нормы о публичном договоре. Статья 426 ГК РФ дает примерный перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется установленный ею режим. Однако во второй части Кодекса отсылка к упомянутой статье дается не во всех статьях, регулирующих договоры, относящиеся к числу публичных (например, ст. 539 ГК РФ о договоре энергоснабжения не упоминает о том, что данный договор отнесен к категории публичных).

Решение проблемы видится в том, чтобы указать непосредственно в нормах второй части Кодекса, какие из названных в Кодексе договоров являются публичными. В то же время, учитывая, что в соответствии со ст. 8 и п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным правовым актом, предлагаемый законодателем в части первой ГК РФ перечень публичных договоров должен быть открытым. Для отнесения того или иного соглашения к публичному необходимо использовать признаки, закрепленные в ст. 426 ГК РФ.

Проанализировав договоры, регулируемые нормами второй части Кодекса, через призму признаков публичного договора, диссертант пришел к выводу, что некоторые виды договоров, не названные в соответствующих статьях второй части Кодекса публичными, должны рассматриваться в качестве таковых. К ним относятся следующие виды договоров: аренда автомобиля, заключаемого специализированной прокатной организацией;

-. кредитный договор, для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей гражданина (ст. 819);

— хранение ценностей, принадлежащих гражданину, в банке (ст. 921);

— хранение ценностей в банковском сейфе (ст. 922);

— хранение в гардеробах организаций (с. 924).

При построении классификационных систем публичных договоров целесообразно использовать как общие подходы, которые предлагались учеными для классификации всех видов договоров, так и специфические, присущие только публичным договорам.

Многие ученые-юристы исходят из того, что признак направленности обязательства является стержневым для построения системы договоров. Однако ему дается разное толкование. Так, М.В.Гордон в качестве основного классификационного критерия выдвигал цель договора, под которой понимал те последствия, к которым стремятся его участники1. О.С. Иоффе, взяв за основу экономические и соответствующие им юридические признаки, выделил девять групп договоров: 1) по возмездной реализации имущества; 2) по возмездной передаче имущества в пользование; 3) по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование; 4) по производству работ; 5) по оказанию услуг; 6) по перевозкам; 7) по кредиту и расчетам; 8) по совместной деятельности; 9) по страхованию . О.А.Красавчиков полагает, «что все отдельные виды обязательств должны быть разграничены между собой по признаку их направленности. В результате такого деления мы получим четыре больших группы обязательств: обязательства, направленные на передачу имущества; обязательства, направленные на оказание услуг; обязательства, направленные на выполнение работ; обязательства, направленные на передачу денег»1. В зависимости от «результата» М.И.Брагинский и В.В.Витрянский выделили четыре группы договоров: направленные на передачу имущества, на выполнение работ, на оказание услуг и на учреждение различных образований .

Существует также классификация, в основу которой положен принцип «матрешки» (каждый последующий вид договора отражает особенности предшествующих). Ю.В.Романец критериями формирования системы гражданских договоров называет значимые для права признаки общественных отношений. По его мнению, в качестве системного признака должен рассматриваться любой признак, если он влияет на правовое регулирование, при этом не имеет значения, какую черту обязательства он характеризует. Вместе с тем он отмечает, что может быть множество классификаций, каждая из которых проводится по единому основанию. Так, договоры могут классифицироваться по признаку направленности, по способу передачи товара, по субъектному признаку. В качестве системного признака также выделяется предмет договора и возмездность (безвозмездность) договора.

The civil legislation reform affects the provisions on public contracts. This article deals with the issues surrounding public contract qualification under the conditions of modern regulation. A characteristic feature of modern regulation and theoretical provisions of civil law is the lack of unified approaches to defining the public contract concept, its essence, and accompanying conditions. In practice, there are various situations wherein the legislator does not give clear instructions on certain aspects of contracts that have a public character. This determines the theoretical and practical relevance of examining this area. The article analyzes the main defining features of the designated contractual structure and examines the features of expression of public-legal principles in legal regulation in these contractual relations. The methodological basis of the research is the analysis of normative material, civil law theory and certain aspects of law enforcement on public contracts norms. The article highlights the legal and conceptual aspects of public contract institution in the context of modern legal regulation. The task of further research on this issue is not so much to find one correct definition of this agreement for the legislator, but rather to fix the individualizing features in the law, by integrating them either into the conceptual apparatus or by directly fixing them in the normative act text. The author attempts to systematize the relevant features and to identify the distinct principles for differentiating a public contract with the related contractual structures. The article also presents clear criteria for differentiation and the hierarchy of the application of certain rules to relations arising from a public contract. This paper concludes by highlighting the need to proceed not only from the definition of law, but also from specific features of a public contract, when identifying the designated contractual structure.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *