Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Система карательных мер в уголовном праве – это закреплённый законодательно закрытый список типов уголовно-правого принуждения, сформированный в определённом порядке. В этом списке типы санкций расположены от самого лёгкого и до самого тяжкого по возрастанию тяжести меры пресечения.
Эта система используется судом с целью осуществления продуктивного воздействия на подсудимого. Учитывая опыт и судебные прецеденты, председательствующий назначает тот тип принуждения, который закреплён в списке допустимых санкций. Назначить кару выше той, что указана за конкретное преступление, суд не вправе, несмотря на то что ему государство делегировало свои полномочия в отправлении правосудия.

Анализ понятия уголовного наказания и его признаков

Понятия преступление и наказание являются сердцевиной действующего уголовного законодательства РФ. В статье 2 УК РФ сформированы основные задачи уголовного законодательства.

Так, в части первой задачами уголовного кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Часть вторая данной статьи определяет, что «для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений».

Таким образом, из анализа этой статьи видно, какие общественно отношения законодатель отнес в сферу охраны уголовного кодекса, определил, что основания и принципы уголовной ответственности, преступления и наказания, а также иные меры уголовно-правового характера являются прерогативой УК РФ.

Функции уголовного наказания

Уголовное наказание — весьма сложное явление, вы­полняющее самые разные функции и ставящее перед собой самые разные цели. Обычно называют четыре основные функции уголовного наказания — возмездие, предупреждение, исправление и восстановление соци­альной справедливости.

Функция возмездия не указана в Уголовном кодексе РФ, но, по мнению ряда юристов, является основной функцией наказания. В древности возмездие было ос­новным назначением наказания и осуществлялось по принципу «око за око, зуб за зуб». Смертная казнь, таким образом, выступает возмездием преступнику за убийство другого человека. По мнению И.И. Карпеца, назначение наказания состоит в возмездии. С ним не соглашаются некоторые другие исследователи, видя­щие основную функцию наказания в устрашении для потенциальных преступников. . Функция предупреждения указана в УК РФ как одна из основных функций наказания. Выделяют два вида предупреждения — специальное или частное предуп­реждение и общее предупреждение. Специальное пре­дупреждение заключается в изоляции преступника отобщества с целью помещать ему совершить дальней­шие преступления. Этот вид предупреждения выпол­няет и психологическую функцию, устрашающе воздей­ствуя на престу1И1Нка. Общее предупреждение состо­ит в профилактике, информируя неустойчивых членов общества о грозящей им уголовной ответственности за возможное нарушение закона. Таким образом, теория предупреждения отражает наиболее важную, с точки зрения социологической науки, цель наказания. Значе­ние общего предупреждения несет в себе функцию со­циального контроля и способствует стабильному состо­янию общества. Страх перед законом удерживает мно­гих граждан от совершения преступлений.

Третьей функцией уголовного наказания является восстановление социальной справедливости. В Уголов­ном кодексе РФ эта функция наказания занимает пер­вое место. Трудность определения этой функции за­ключается в расплывчатости ее формулировки. Дале­ко не все преступления направлены против социаль­ной справедливости, например преступления сексуаль­ного характера. По мнению некоторых юристов, фор­мулировка «восстановление социальной справедливос­ти» отражает в скрытой форме принцип возмездия.

Функция исправления в социалистическом законо­дательстве занимала едва ли не главное место и имено­валась «исправление и перевоспитание осужденных». Однако мало кто верит в перевоспитывающий харак­тер российских тюрем. Большинство преступников пос­ле первого срока вновь и вновь попадают за решетку. Современные тюрьмы стали своеобразной школой для тех, кто попадает в «зону» впервые. Здесь новички перенимают нормы поведения, традиции и законы пре­ступного мира. Замена смертной казни тюремным за­ключением также не дает положительных результатов, как и помилование преступников. Около 52% поми-лованных убийц в течение года после помилования со­вершают новое преступление, причем каждые 11 % — новое убийство’. В США для преступников, соверн1ив-ших нетяжкие преступления, существует право выбо­ра между тюремным заключением и уплатой больного штрафа, так как учитывается разрушающее влияние тюрьмы на психику человека. В России сейчас стоит вопрос об эффективности заключения подростков в колонии для несовершеннолетних. Ведь места заключе­ния не исправляют, а еще сильнее коверкают соци­альные установки осужденных. Тюремное заключение деформирует психику человека, разрушая нормальные жизненные установки, ориентации и желания личнос­ти. Согласно научным исследованиям, существует пре­дел существования человека в тюрьме, после которого начинаются вышеуказанные процессы разрушения пси­хики. Этот предел равняется примерно 5—8 годам зак­лючения. В европейских странах он значительно выше, что объясняется высоким уровнем жизни и быта зак­люченных: в камерах нормальная мебель, телевизоры и магнитофоны, отсутствует переполненность камер, заключенным предоставляется возможность самообра­зования и приобретения профессии.

Высшая мера наказания

Смертная казнь — исключительная мера наказа­ния. В цивилизованных странах она либо отменена, либо действует только за самые серьезные преступления. Про­блема смертной казни исследуется не только юриди­ческими науками, но и социологией, философией, эти­кой. Социология права рассматривает смертную казнь.

Выявляя ее влияние на общество. Если в недалеком прошлом смертная казнь применялась не только по­всеместно, но и в самых жестоких формах, то в наше время все больше и больше стран отменяют смертную казнь на своей территории. Полностью отменена смерт­ная казнь в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Гер­мании, Франции, Португалии и ряде других стран. Всего таких государств 35. В 20 государствах смертная казнь возможна только в военное время. Это Великобрита­ния. Италия, Канада, Аргентина, Израиль и т. д. Нако­нец, в 100 странах сохраняется смертная казнь как высшая мера наказания. Это азиатские и африканские государства, а также США. Правда, в США смертная казнь существует в 38 штатах из 50, а в 12 штатах она отменена. В США применяют пять разных способов смертной казни: расстрел, повешение, электрический стул, инъекция яда, газовая камера. Во многих штатах право выбора способа смерти принадлежит осужден­ному. В Китае смертная казнь применяется очень час­то за такие преступления, как убийство, торговля нар­котиками, коррупция, расхищение государственной собственности. Казнь осуществляется посредством рас­стрела, в год по приговору суда расстреливается обыч­но несколько тысяч человек. Европейское сообщество возражает против смертной казни с гуманистических позиций. Высшей мерой наказания почти во всех евро­пейских странах считается пожизненное заключение.

Виды купонов по облигациям

Кстати, в чем-то облигации даже напоминают акции компаний. Правда разница тут существенная. Дело в том, что облигации не позволяют вам принимать какие-то решения в компании или на предприятии. Да и рассчитывать на имущество, в традиционном представлении облигаций, у вас тоже не получится

Проблема еще и в том, что облигации не предполагают системы дивидендов. С другой стороны, здесь есть приемлемая альтернатива. Ведь доход по облигациям можно получать сразу несколько раз за 12 месяцев. Да и в конце срока номинальная стоимость облигации будет выплачена вам обратно.

А еще, облигации куда более надёжны, в сравнении с классическими ценными бумагами. Всё потому, что отказ от погашения или выплаты приведет к тому, что наступит дефолт. А в реальности дефолты бывают не так уж и часто.

По сути, действующий механизм работы с облигациями имеет простое для обывателя объяснение. Дело в том, что вы предоставляете эмитенту определенную сумму по сделке, схожей с долговым договором. Чтобы удостоверить этот факт и выпускаются облигации. Эмитент в данной ситуации выступает заемщиком, а держатель облигаций становится кредитором.

Цели уголовного наказания

1) Восстановление социальной справедливости — адекватная компенсация ущерба, причиненного совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения или ограничения прав и свобод лица, совершившего преступление.

2) Исправление осужденного означает задачу принудить осужденного с помощью карательно-воспитательного воздействия воздержаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений.

3) Предупреждение совершения новых преступлений включает цели общего и специального предупреждения.

Специальное (частное) предупреждение означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений.

Общее предупреждение означает профилактически-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц путем устрашения лиц, склонных к правонарушениям, а также посредством правового воспитания законопослушных граждан и информирования их относительно преступности и наказуемости определенных способов социально значимого поведения.

Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и цели уголовного наказания 5
1.1. Понятие и признаки наказания: историко-правовые аспекты 5
1.2. Элементы и цели уголовного наказания 12
Глава 2. Виды и система наказаний. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения 18
2.1. Понятие и признаки системы наказаний. Классификация наказаний 18
2.2. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения 25
Заключение 28
Список литературы 31
Приложение 33

Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.

Читайте также:  Сколько составляет налог на имущество физических лиц в 2023 году

УК определяет цели наказания в ч. 2 ст. 43: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».

1. Восстановление социальной справедливости.

Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления. Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст. 6 УК, т.е. мы можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК). Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК). Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст. 24 УК), стадии преступной деятельности (ст. 66 УК). УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст. 67), а также при рецидиве (ст. 68), он устанавливает правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст. 69, 70), устанавливает условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч. 2 ст. 60, ст. 64).

2. Исправление осужденного.

В свое время авторы проекта УК отмечали, что «единственным указанием на критерии исправления является положение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким». В п. 2 этого Постановления говорится, что «доказательствами исправления осужденных служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних — и к обучению».

Цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.

Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.

3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Общее предупреждение обращено к обществу, специальное — к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции.

Общее предупреждение как функция уголовного наказания осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием публики, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 ч. 2).

Восстановление социальной справедливости. С обще-социальных и философско-правовых позиций восстановление социальной справедливости применением наказания подразумевает ее обеспечение одновременно на нескольких уровнях:

  1. Уровень требования к справедливости наказания, предъявляемый к обществам с позиций господствующих в нем представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, указывающих на адекватный ответ на отклоняющееся поведение. Население оценивает справедливость наказания, главным образом с позиции его общей соразмерности, общественной опасности содеянного, а также способности условного обеспечения возмещения причиненного вреда. Назначение наказания, отвечающего ожиданиям общественности, способствует повышению авторитета государства и воспитывает у людей уважение к закону.
  2. Уровень требований к наказанию со стороны государства, который находит отражение в санкциях, предусмотренных уголовным законом за конкретные преступления. Справедливой может быть признана такая санкция, которая не только соответствует тяжести описанного в законе преступного деяния, но и согласуется также с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлений, тем самым суду предоставляются разумные возможности по индивидуализации наказания.
  3. Уровень требований к наказанию, подлежащего к учету со стороны суда. Оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ, ч. 1 и 3 ст. 60).
  4. Уровень учета интересов потерпевшего. В соответствии со ст. 52 Конституции, ст. 2 УК РФ, уголовный закон должен обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Соответственно, наказание должно тем или иным образом удовлетворять мнение потерпевшего о содеянном. (Наказание не возмещает никакого материального ущерба).
  5. Уровень учета законных интересов осужденного. Он имеет право на справедливое наказание, а суд обязан назначить ему наказание соразмерное содеянному и личности виновного.

Исправление осужденного. Уголовный кодекс не содержит понятия исправления, оно содержится в уголовно-исполнительном кодексе. Исправление – это формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, к труду и стимулированию право-послушного поведения. Исправление может оцениваться на 2х уровнях:

  1. основной (внешний) – законопослушное поведение осужденного, независимо от его воззрений и взглядов;
  2. внутренний – положительное изменение мировоззрения осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений. Имеет 2 аспекта:

  1. Частное предупреждение (специальная, частная превенция). Принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средства такого предупреждения:
    1. устрашение;
    2. поставление осужденного в условия на период отбывания наказания, которые либо исключают, либо существенно затрудняют совершение преступления;
    3. изменение сознания осужденного путем его общего, политического, правового и т.д. воспитания с целью приспособить к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
  2. Общее предупреждение (общая превенция).

Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения

Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

  1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.
  2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.
  3. Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.
  4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.
  5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт.

Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

Система наказаний в УК РФ

Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов наказаний, построенный по определенной системе и по определенным принципам. Включенные в этот перечень виды наказаний располагаются от менее тяжкого к наиболее тяжкому. В таком же порядке наказания располагаются и в санкциях статей Особенной части УК РФ. Это обязывает суд начинать рассмотрение вопроса о мере наказания осужденному с самой мягкой. Данный принцип соответствует общим началам назначения наказания, содержащимся в ст. 60 УК РФ, согласно которому наиболее строгий вид наказания назначается исключительно в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания, и тем самым ориентирует суды при выборе вида и размера наказания, предусмотренного за соответствующее преступление.

При назначении наказания по конкретному уголовному делу суд не может руководствоваться ст. 44 УК РФ непосредственно, а обязан выбрать наказание только из числа тех, которые названы в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой подсудимый признан виновным.

Статья 44 УК РФ содержит так называемую полную систему наказаний. В отношении несовершеннолетних применяется усеченная система наказаний, предусмотренная в ст. 88 УК РФ.

Смертная казнь, являющаяся исключительной мерой наказания, в настоящее время не применяется.

Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения

Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

  1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.
  2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.
  3. Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.
  4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.
  5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт.
Читайте также:  Срок исковой давности по договору займа если срок возврата не установлен

Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

Уголовное наказание и уголовная ответственность

Понятие и признаки уголовного наказания.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.

Основными признаками наказания являются:

1. Это мера государственного принуждения, т.е. наказание является правовым последствием совершения преступления.

2. Применяется к лицу, признанным виновным в совершении преступления, т.е. за действия (бездействия) которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления.

3. Наказание носит личный характер и всегда направлено против совершителя преступления и ни в при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц.

4. Наказание назначается по приговору суда и от имени государства.

5. Наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая может быть погашена или снята в соответствии со ст. 86 УК РФ.

6. Наказание связано с лишением и ограничением прав и свобод лица, признанного виновным, лишает его определенных благ и причиняет ему моральные страдания.

7. Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России — УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки — это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе» [8] .

В современной российской правовой литературе на основе действующего УК РФ 1996 года выделяется три цели наказания:

  • Восстановление социальной справедливости. Социальная справедливость — это морально-правовая и социально-политическая категория, которая отражает «общественное представление о должном, соответствующее сущности и правам человека» [9] . Преступление нарушает социальную справедливость: оно ущемляет законные права граждан, причиняет им моральный, материальный или физический вред, вызывает у общества негодование, связанное с негативной оценкой действий преступника. Восстановление социальной справедливости, таким образом, подразумевает, во-первых, подкрепление негативной оценки преступника и преступления со стороны государства; во-вторых, ограничение прав и свобод преступника, соответствующее тяжести и характеру совершённого преступления; в-третьих, компенсацию материального и идеального ущерба, причинённого обществу и его институтам.
  • Исправление осуждённого. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, исправление осуждённых подразумевает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества и стимулирование правопослушного поведения. Некоторыми учёными отмечается, что в уголовном праве исправление осуждённого трактуется более узко: чтобы осуждённый был признан исправившимся, достаточно, чтобы он не совершал новых преступлений, хотя бы причиной этого и был всего лишь страх перед наказанием [10] . Тем не менее, уголовное право предусматривает стимулы и для фактического исправления осуждённого: так, с таким исправлением связывается возможность сокращения срока наказания или замены его более мягким наказанием.
  • Предупреждение совершения новых преступлений — как самим наказанным лицом (специальная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Общая превенция достигается за счёт создания у «неустойчивых» граждан, склонных совершать преступления, страха перед возможным применением наказания. Факторами, влияющими на эффективность общей превенции, являются неотвратимость наказания и его строгость. Кроме того, наказание выполняет функцию общей превенции только в условиях гласности и открытости судебного разбирательства. Специальная превенция связана как с исправлением преступника, так и с ограничением возможностей для совершения преступлений в ходе отбывания наказания.

Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления. В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям. Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения. При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство.

Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г. Так, в частности, в главе XXII этого нормативного акта указывалось, «за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание». До этого, например, в Псковской Судной грамоте, в Судебниках 1497 и 1550 гг. законодатель использовал термин «казнити».

Однако определение наказания в отечественном законодательстве впервые было дано только в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В соответствии со ст. 7 Руководящих начал, «наказание – это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)». В дальнейшем, вплоть до принятия УК РФ 1996 г., определений наказания ни в одном отечественном источнике уголовного права законодатель не давал.

Так как в теории уголовного права учеными предлагались различные трактовки уголовного наказания, закрепление законодателем определения уголовного наказания в ч. 1 ст. 43 УК РФ имеет большое теоретическое значение. Законодательное определение позволяет также установить отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Важным является такое определение и в практике работы следственных и судебных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ, «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав этого лица». Из данного определения можно выделить следующие признаки уголовного наказания:

1. Уголовное наказание – это мера государственного принуждения.

Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

2. Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание.

Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершенное преступление.

3. Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

4. Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление.

Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д.

При таком виде наказания, как лишение свободы, осужденный ограничивается в целом ряде личных прав, и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осужденный лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств.

Читайте также:  Международное водительское удостоверение 2023 получить в Москве

5. Уголовное наказание носит личный характер.

Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов – физических лиц.

6. Уголовное наказание влечет особое правовое последствие – судимость.

Этот признак наказания не назван законодателем в ч. 1 ст. 43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.

Рассмотренные признаки уголовного наказания позволяют отличить его от иных мер государственного принуждения.

Так, уголовное наказание имеет общие признаки с принудительным исполнением решения по гражданским делам, так как и то и другое выносятся судом от имени государства и осуществляются в принудительном порядке. Однако взыскание по гражданскому делу суд выносит не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характер. Кроме того, такое взыскание не всегда носит личный характер (так как оно возможно и в отношении юридических лиц) и не влечет судимости.

По характеру меры государственного принуждения могут быть:

  • психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
  • имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
  • физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
  • организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.

Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.

Не разрешается использование этих мероприятий другими гражданами, так как это расценивается как самосуд или месть. Люди не могут самостоятельно защищать права других лиц, свобод или интересов. Особенно если применяемыми способами они нарушают права иного гражданина.

В качестве исключения является ситуация, когда непосредственно Правительством РФ делегируются полномочия гражданам по защите их жизни, благ, здоровья и имущества. Это обычно осуществляется при введении военного положения в стране или при иных чрезвычайных ситуациях.

Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер воздействия.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 ч. 2).

Восстановление социальной справедливости. С обще-социальных и философско-правовых позиций восстановление социальной справедливости применением наказания подразумевает ее обеспечение одновременно на нескольких уровнях:

  1. Уровень требования к справедливости наказания, предъявляемый к обществам с позиций господствующих в нем представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, указывающих на адекватный ответ на отклоняющееся поведение. Население оценивает справедливость наказания, главным образом с позиции его общей соразмерности, общественной опасности содеянного, а также способности условного обеспечения возмещения причиненного вреда. Назначение наказания, отвечающего ожиданиям общественности, способствует повышению авторитета государства и воспитывает у людей уважение к закону.
  2. Уровень требований к наказанию со стороны государства, который находит отражение в санкциях, предусмотренных уголовным законом за конкретные преступления. Справедливой может быть признана такая санкция, которая не только соответствует тяжести описанного в законе преступного деяния, но и согласуется также с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлений, тем самым суду предоставляются разумные возможности по индивидуализации наказания.
  3. Уровень требований к наказанию, подлежащего к учету со стороны суда. Оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ, ч. 1 и 3 ст. 60).
  4. Уровень учета интересов потерпевшего. В соответствии со ст. 52 Конституции, ст. 2 УК РФ, уголовный закон должен обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Соответственно, наказание должно тем или иным образом удовлетворять мнение потерпевшего о содеянном. (Наказание не возмещает никакого материального ущерба).
  5. Уровень учета законных интересов осужденного. Он имеет право на справедливое наказание, а суд обязан назначить ему наказание соразмерное содеянному и личности виновного.

Исправление осужденного. Уголовный кодекс не содержит понятия исправления, оно содержится в уголовно-исполнительном кодексе. Исправление – это формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, к труду и стимулированию право-послушного поведения. Исправление может оцениваться на 2х уровнях:

  1. основной (внешний) – законопослушное поведение осужденного, независимо от его воззрений и взглядов;
  2. внутренний – положительное изменение мировоззрения осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений. Имеет 2 аспекта:

  1. Частное предупреждение (специальная, частная превенция). Принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средства такого предупреждения:
    1. устрашение;
    2. поставление осужденного в условия на период отбывания наказания, которые либо исключают, либо существенно затрудняют совершение преступления;
    3. изменение сознания осужденного путем его общего, политического, правового и т.д. воспитания с целью приспособить к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
  2. Общее предупреждение (общая превенция).

Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

  1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.
  2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.
  3. Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.
  4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.
  5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт.

Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

Нельзя путать формы принуждения медицинского характера и карательные мероприятия. Принуждение, носящее медицинский характер, относится к иным видам принуждения государства и назначается председательствующим на неопределённый срок в то время, как при вынесении приговора обязательно указывается срок и размер санкции.

Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

Это достигается путем применения к виновному уголовного наказания и других мер уголовно-правового воздействия, препятствующих совершению новых преступлений.

Специальное предупреждение (превенция) достигается, во-первых, лишением преступника физической возможности совершать новые преступления, например, путем помещения его в исправительно-трудовое учреждение (при лишении свободы), либо ограничения в правах (при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью); во-вторых, воспитательным воздействием на осужденного в процессе исполнения наказания; в-третьих, устрашением преступника. Устрашение в свою очередь достигается для конкретного вида наказания причинением нравственных страданий.

Правда, надо заметить, что в настоящее время не существует достаточно надежных эмпирически обоснованных данных, доказывающих, что опыт пережитого наказания усиливает у преступника страх перед наказанием будущим.

Цель специального предупреждения преступлений считается достигнутой, когда осужденный не совершает новых преступлений и во время отбывания наказания и после этого. Специальное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при специальном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан.

Общее предупреждение состоит в предупреждении совершения преступлений иными лицами. Наказание, примененное к конкретному лицу, обращено ко всем иным гражданам: внедряет в их сознание мысль о недопустимости нарушения уголовных законов, формирует убежденность в неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление.

Уголовное наказание является стимулом правопослушания. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета, воздействует на других лиц. Общее предупреждение направлено на лиц, ранее не подвергавшихся наказанию.

Оно заключается в предупреждение таких граждан о том, что предписания уголовного закона обязательны для исполнения под угрозой наступления неблагоприятных последствии. Эта цель наказания достигается как самим фактом издания уголовного закона, установлением в нем наказаний за преступные деяния, так и назначением конкретного наказания виновному в совершении конкретного преступления.

В первом случае законодатель сообщает, что определенное поведение является нежелательным и граждане должны его избегать под угрозой наказания. Так осуществляется воспитательное и формирующее привычку к воздержанию от определенного поведения мотивационное воздействие уголовного закона. Угроза наказания рассматривается как норматив поведения для лиц, склонных к совершению преступлений, а также как способ подкрепления намерений не совершать их для остальных членов общества.

Во втором случае реальное назначение наказания преступнику показывает, что закон не бездействует и нарушенная его деянием социальная справедливость будет восстановлена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *