Обязательно прикрепляться к школе при домашнем обучении в 1 классе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательно прикрепляться к школе при домашнем обучении в 1 классе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Закон о домашнем образовании

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

А что с социализацией

Большим минусом семейного образования принято считать социализацию ребенка. Когда он ходит в обычную школу, ему приходится вписываться в коллектив. А еще, кроме одноклассников, в школе есть учителя, поэтому ребенок общается и договаривается с разными людьми в разных ситуациях. По идее, это должно дать ребенку важный жизненный навык. А дети на домашнем обучении отчасти этого лишены: например, им не нужно звонить по телефону и спрашивать у старосты домашку.

С другой стороны, взаимодействовать с другими людьми ребенок может не только на уроках и переменах, но и на выставках, соревнованиях, в кружках — в местах, где с другими людьми его будут объединять общие интересы.

В то же время традиционная школа облегчает коммуникацию: детям, которые сидят за одной партой и проводят вместе много времени, общаться между собой легче — как минимум один попросит у другого карандаш, а там появятся и другие поводы для разговора. А на выставке ребенку придется подойти к кому-то незнакомому, чтобы поговорить с ним. Не всем детям это дается легко. Поэтому при переходе на домашнее обучение важно учитывать темперамент и характер ребенка.

И все же в отличие от школ, где состав преподавателей и одноклассников задан заранее, домашнее образование дает выбор. Никто не заставит ребенка сидеть вместе с нелюбимым одноклассником за одной партой, переписывать параграф или выслушивать, что его класс — худший из всех, что были у классного руководителя. А если репетитор или преподаватель из онлайн-школы окажется недостаточно силен, можно найти нового.

Плюсы и минусы обучения на дому

Преимущество дистанционного обучения — в значительном сокращении визитов в школу, что особенно важно для детей с физическими ограничениями, часто болеющих детей, а также для живущих далеко.

Читайте также:  Как проводить общее собрание собственников мкд в период коронавируса

Кроме того, дистанционное обучение в стенах дома оказывается более комфортным: ученик находиться в удобной для него одежде, может не спеша пообедать и т.д. Автоматизированность процесса помогает экономить драгоценное время урока, поскольку не нужно делать перекличку, успокаивать класс и раздавать тетради.

Дистанционное обучение позволяет комфортно использовать время, выбирая удобные часы для занятий. Это учит ребенка дисциплине и помогает прививать навыки рационального планирования дня. Такой формат можно назвать индивидуальным: у школьника есть возможность замедлиться и вернуться к тому, что непонятно. В то же время можно углубленно изучать те темы и предметы, что вызывают наибольший интерес.

Эффективность такого подхода обусловлена и возможностью задействовать сразу несколько каналов восприятия (слух, зрение), а также различных форматов получения информации (видео, аудио, общение с педагогом, схемы на экране).

Права и обязанности родителей

Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:

  • Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
  • посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
  • Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.

Родители имеют право:

  • Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
  • Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
  • Присутствовать на консультациях и аттестациях;
  • Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
  • Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
  • Получать от школы методическую помощь.

Могут ли у ребёнка, который учится дома, в дальнейшем возникнуть проблем с социализацией?

Отсутствие социализации у детей, находящихся на семейном образовании, — это ещё один из стереотипов. Нельзя сказать, что такой проблемы нет, но здесь многое зависит от родителей. Если родители воспитывали ребёнка дома, особо ни с кем не общаясь, конечно, ребёнок не будет очень социализированным. А если они открыты миру, ходят на различные образовательные программы, ездят в семейные лагеря и часто общаются с людьми, то у ребёнка не будет проблем с социализацией. Родители детей, находящихся на семейном образовании, часто объединяются в сообщества, классы, школы, где находятся среди единомышленников.

Более того, у детей, обучающихся в семейных классах и школах, есть возможность общаться не только среди ровесников, но и с детьми разного возраста, что облегчает их социализацию в будущем.

По своему опыту вижу, что детям, пришедшим к нам учиться после государственной школы, сложнее. Нелегко встроиться в образовательный процесс, они не всегда понимают, почему тут больше свободы и зачастую начинают проверять границы всеми доступными способами. Эти дети менее самостоятельны, им сложнее нести ответственность за собственные действия, они боятся ошибок и более зажаты, поэтому процесс встраивания их в семейный класс занимает время.

Домашнее образование доступно для всего школьного периода?

Конечно, можно учиться весь школьный срок. Просто цели и задачи обучения меняются в зависимости от возраста ребенка. В младшей школе это, в первую очередь, комфортная среда для обучения, и речь здесь не столько о физическом комфорте, сколько о психологическом. У ребёнка-дошкольника познавательный интерес — одна из основных потребностей. Все знают маленьких почемучек, которым интересно всё вокруг. Думаете, дети в начальной школе теряют этот интерес, или всё же Марьиванна им объясняет, что задавать вопросы на уроке не стоит, а уж говорить, когда тебя не спрашивают, вообще неприлично? И никого не волнует, что вчера ты прочитал что-то интересное, чем тебе очень хочется поделиться с друзьями. Вот и перестают дети читать, теряется у них познавательный интерес, и появляется шаблонное мышление. Детей с первого класса начинают тренировать на сдачу ЕГЭ и не особо учат мыслить шире.

Многие переходят на семейное образование, уже познав все «радости» государственной школы при переходе из начальной в среднюю школу. Здесь у ребёнка больше возможностей воспользоваться всеми благами формирующегося открытого образования. Сейчас очень много интересных образовательных программ за рамками школы. Задача средней школы — дать ребёнку возможность выбора, чтобы к окончанию средней школы он смог самоопределиться. Для этого ему необходимо дать максимально широкий кругозор и не ограничивать круг его интересов.

В старшей школе основная задача — подготовиться к поступлению в вуз или к дальнейшему образовательному пути. Я специально не говорю о том, что основная задача — это подготовиться к ЕГЭ, это не главное. Здесь семейное образование дает возможность сосредоточиться на выбранном направлении, получая знания по остальным предметам лишь в минимуме, необходимом для сдачи аттестации.

Читайте также:  Куда платить налоги ИП в 2023 году без работников

Только так это и делается. Чем младше ребёнок, тем больше в этом собственного желания родителя, чем старше — тем больше это его выбор.

Если говорить конкретно, то согласно ст.17 действующего Закона «Об образовании» есть несколько путей обучения: в школе очно (т.е. как большинство ребят), не в школе (семейное образование), в школе очно-заочно или заочно (как серьёзные дети-спортсмены, например). Для выбора формы образования не нужно ничьих разрешений и одобрений, только взвешенное и осознанное решение семьи.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Вариант 1. Надомное образование

Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные детишки либо вообще не получают образование, либо учатся дома, но не имеют никаких документов о получении образования. Для таких детей надомное обучение — единственная возможность получить аттестат зрелости.

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:

  • для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
  • для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов — 11 уроков в неделю;
  • для 10-11 классов — 12 уроков в неделю.

Самообразование (очно-заочная форма)

При такой форме обучения ребенок закреплен за определенной школой, то есть его личное дело находится в образовательном учреждении, его фамилия вписана в журнал соответствующего класса, а школа получает финансирование на этого ученика. Родители и ученик согласовывают с преподавателями план посещения занятий (да-да, школа может потребовать посещать определенные уроки, например, лабораторные работы по физике или химии и т.п.), сдачи аттестационных работ и экзаменов.

Несмотря на то что поправки в закон, позволяющие получать образование вне школы, внесли уже пять лет назад, многие образовательные заведения до сих пор неохотно отпускают учеников на обучение по другим формам. Причин у этого множество — в первую очередь нежелание что-то менять в привычном ходе вещей. Многие директора до сих пор уверены, что уйти учиться домой ребенок может исключительно по причинам, связанным со здоровьем. Так что если вы решили выбрать очно-заочную форму обучения, выясните заранее, приветствуется ли это в вашей школе.

Что делать тем, кто решил перевести ребенка на семейное образование

1. Подать соответствующее заявление в свободной форме секретарю школы. Обязательно с копией для вас — на ней необходимо поставить штамп регистрации входящих документов. Помните, что отсутствие в уставе школы пункта о возможности семейного образования не может служить основанием для отказа.

2. Написать заявление в органы местного самоуправления о том, что ребенок будет обучатся без участия школы. Заявление носит уведомительный характер.

Читайте также:  Срок подачи налоговой декларации ИП УСН в 2023 году

3. Составить договор со школой, в которой ребенок будет проходить аттестацию: сколько раз в год необходимо приходить на аттестацию. Также в документе можно оговорить, какие темы необходимо пройти, по каким учебным пособиям.

4. Обеспечить образовательный процесс для ребенка: снабдить соответствующими учебными пособиями, объяснять материал самостоятельно или приглашать для этого специалистов.

Важно помнить, что контроль за обучением остается в ведении государственных образовательных организаций. То есть администрация школы вправе расторгнуть договор, если, обучаясь дома, ученик не усваивает программу. В этом случае родителям могут предложить продолжить его обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс. Но без вашего согласия вернуть ребенка в общеобразовательную школу нельзя.

Что надо знать о готовности к школе

Существует несколько видов:

  • физиологическая
  • психологическая
  • социальная

Над каждой из них следует работать по-отдельности.

Как Вы думаете, что эти виды включают в себя?

«Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает

Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз!

Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики.

Они определяют возможность или невозможность нормального обучения независимо от интеллектуальных способностей.

Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва.

Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе:

  • произвольность внимания
  • запоминания и поведения
  • математические способности (например, популярная сегодня якобы полезная ментальная арифметика) и так далее

Окружающие люди могут влиять на подготовку к школе

Вспоминая о том, как ужасно было ходить в школу, взрослые могут пугать детей сложностями.

Этого ни в коем случае нельзя делать.

Так устроена человеческая психика.
Если дошкольник еще не знает, что такое школа, а ему будут твердить, как плохо учиться, — он испугается.

Далее, даже в процессе школьного обучения он будет видеть в ней преимущественно плохое.

На что же нужно обратить внимание ребенка для того, чтобы он захотел пойти в школу?

В дошкольном и младшем школьном возрасте малыш, как правило, активнее всего интересуется окружающим его миром.
Он хочет знать буквально все про все, и ровно столько же уметь.

Говорите ему, что в школе ему все расскажут и всему научат.

Кроме того, упоминайте про то, что там можно найти новых друзей, не заставляют спать днем и вкусно кормят, а после уроков можно будет погулять (последнее не обязательно).

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения представляет собой смесь очной и заочной форм. То есть, часть предметов ребёнок проходит в школе, вместе со своими одноклассниками, а часть — дома в заочной форме. При этом родители пишут заявление о приёме в школу. Школа должна соответствовать прописке ребёнка. Школа подаёт сведения об ученике в департамент образования.
Заочно ребёнок может проходить предметы:

  • которые он изучает в центрах дополнительного образования или специализированных школах (музыку, рисование, физкультуру и т. д.);
  • те, на которых ребёнок конфликтует с учителем;
  • те, по которым он сильно опережает одноклассников или значительно отстаёт от них;
  • те, на которые он не успевает приходить в связи с объективными причинами.

Аттестовывается ребёнок следующим образом:

  • предметы, которые он посещает очно, сдаёт вместе с классом;
  • предметы, которые он изучает заочно, сдаёт в индивидуальном порядке в форме промежуточных аттестаций.

Что ещё нужно знать родителям?

Школьники обладают академическими и социальными правами и льготами.
Академические права заключаются в том, что дети пользуются библиотекой, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Социальные льготы — это компенсации детям за проезд в транспорте, питание, билеты в музеи и т. д., которые предоставляются лишь по предъявлению справки из школы.

Дети на очном и очно-заочном и даже заочном обучении пользуются всем списком льгот и возможностей.
А вот дети на семейном обучении и занимающиеся самообразованием к школьному контингенту не относятся и поэтому не имеют права пользоваться всеми социальными льготами и частично — академическими. Обычно за ними сохраняется право на получение учебников и пользование библиотекой. Остальные права появляются лишь в момент зачисления в школу для аттестации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *