Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.

Виды соглашений и их участники

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:

— генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;

— региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;

— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

— профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;

— территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.

В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:

— генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;

— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;

— профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;

— регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

— отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;

— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Право работников на участие в управлении организацией рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно реализуется в рамках индивидуальных правоотношений и состоит в получении отдельными работниками информации от работодателя, внесении ими предложений по улучшению организации производства и труда. В узком смысле — это воздействие работников организации через свои органы представительства на принимаемые работодателем решения в рамках коллективно-трудовых правоотношений. Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие: 1) Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. ТК РФ прямо закрепляет обязанность работодателя принимать отдельные решения с учетом мнения представительного органа работников. Например, статьей 8 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Читайте также:  Нужно ли ставить печать на ТТН в РБ

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

  • реорганизации или ликвидации организации;

  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

  • профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

  • по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Порядок ведения коллективных переговоров определяется трудовым законодательством, но не всегда работники и работодатели действуют четко по этой схеме. Все отношения, которые возникают между органами власти и местного самоуправления, работниками и работодателями можно объединить в один термин, а именно – социальное партнерство. Основываясь на нем, можно урегулировать отношения между этими разными сторонами таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения интересов каждой из сторон.

А что касается социального партнерства, то оно подробно описано в 27 статье Трудового Кодекса Российской Федерации. Здесь можно узнать о различных формах переговоров, а также о том, как к ним нужно подготавливаться, как согласовывать и регулировать конфликты, и как должны переговоры заканчиваться.

Рассмотрим кратко порядок ведения коллективных переговоров. Все начинается с того, что обе стороны должны предоставить информацию о том, какие именно вопросы они хотят обсудить. Тема должна быть четко сформулирована для того, чтобы избежать недопонимания и пустой траты времени. Только после того, как обе стороны четко сформулировали свои вопросы, начинается непосредственный процесс переговоров.

Как мы говорили выше, инициатива может принадлежать как сотрудникам, так и работодателю, поэтому претензии, предложения и новые идеи могут появляться с обеих сторон. При этом надо понимать, что коллективные переговоры не всегда касаются спорных и конфликтных ситуаций, они также являются способом предложить какие-то новые решения, которые будут более удобны и интересны для всех членов коллектива.

После того, как обе стороны сформулировали свои вопросы, необходимо уведомить другую сторону о том, что планируется собрание. При этом очень важно указать точную дату его проведения и место. Также в записке должен быть перечислена состав представителей с обеих сторон. Каждый участник может представить не более 7 человек, но минимум 3.

После того, как обе стороны получили уведомления, они должны вступить в переговоры в течение недели. Человеку, который выступил инициатором проведения собрания, должна быть послана записка с перечислением всех членов комиссии, а также с указанием их полномочий. Считается, что переговоры должны начинаться спустя день, после того как инициатор мероприятия получил данную записку.

Комментарий к ст. 37 TК РФ

1. Представители сторон самостоятельно, с учетом целей и задач социального партнерства в сфере труда, определяют предмет коллективно-договорного регулирования, порядок проведения коллективных переговоров, дату начала, сроки и место их проведения для заключения единого коллективного договора, соглашения.

2. В основе механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций либо иных представителей работников — принцип пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых членов.

3. На всех иных уровнях системы социального партнерства (РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории) в основу механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений при наличии нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) также положен принцип пропорционального представительства — в зависимости от численности представляемых членов профсоюзов (объединений профсоюзов).

Если стороны не достигли договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Как протоколируются коллективные переговоры

Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:

  • регистрационный номер протокола;
  • название заседания;
  • время и дата ведения переговоров;
  • состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
  • повестка дня;
  • выступающий по каждому вопросу;
  • принятое решение по каждому вопросу;
  • количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
  • подписи участников (по окончании ведения переговоров).

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

Начальство не идет на переговоры?

Закон не разрешает руководству уклоняться от переговоров, если персонал направил соответствующий запрос. Не имеет права начальствующая сторона и нарушать установленный регламентом ход переговоров. Если же такие нарушения допускаются, ст. 54 ТК РФ встает на стражу интересов трудового коллектива, предусматривая для строптивого работодателя ряд санкций, применяющихся, когда:

  • сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах;
  • сторона отказывается вносить согласованные изменения в текст коллективного договора;
  • сторона отказывается ратифицировать итоговый документ своей подписью.

КоАп РФ в ст. 5.28 детально разъясняет, что имеется в виду под «уклонением сторон от коллективных переговоров», а также озвучивает размер возможного штрафа – от 1000 до 3000 рублей за каждое доказанное нарушение.

О праве на представительство

Первый шаг – принятие одним из участников решения относительно необходимости коллективных переговоров. Для реализации цели приглашают нескольких представителей. Руководство представлено работодателями либо другими лицами с соответствующими полномочиями. У сотрудников с выбором могут возникнуть проблемы, если не разобраться во всех нюансах.

Проведение тайного голосования, если профсоюз в компании не организован либо когда профсоюз есть, но в нём – менее 50% от всех сотрудников. В последнем случае тайное голосование проводят с целью дать право профсоюзу назначать представителей коллектива.

Профсоюз вправе самостоятельно выбирать членов, если в него входит более 50% всех подчинённых. В компаниях с несколькими действующими профсоюзами допустим сбор единого органа, отвечающего за выражение мнений на всех подобных мероприятиях.

О коллективных трудовых спорах в законодательстве

Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:

  1. Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
  2. Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
  3. День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.
Читайте также:  Сроки исполнения исполнительного листа судебными приставами по выселению

Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.

Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.

Следующие лица наделены правом представлять руководство:

  • организации профессиональных объединений;
  • руководящие сотрудники;
  • другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.

О праве на представительство

Первый шаг – принятие одним из участников решения относительно необходимости коллективных переговоров. Для реализации цели приглашают нескольких представителей. Руководство представлено работодателями либо другими лицами с соответствующими полномочиями. У сотрудников с выбором могут возникнуть проблемы, если не разобраться во всех нюансах.

Проведение тайного голосования, если профсоюз в компании не организован либо когда профсоюз есть, но в нём – менее 50% от всех сотрудников. В последнем случае тайное голосование проводят с целью дать право профсоюзу назначать представителей коллектива.

Профсоюз вправе самостоятельно выбирать членов, если в него входит более 50% всех подчинённых. В компаниях с несколькими действующими профсоюзами допустим сбор единого органа, отвечающего за выражение мнений на всех подобных мероприятиях.

Единый представительный орган от работников на ведение коллективных переговоров

Интересы работников должны представлять только представители работников, которым предоставлены полномочия в соответствии с установленными требованиями трудового законодательства. То есть, лица представляющие интересы работодателя либо организации, финансируемые работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления не могут представлять интересы работников.

Интересы работников представляют только профсоюзы. Если же на соответствующем уровне существуют несколько профсоюзов или объединений профсоюзов, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется каждому из них. В таком случае представитель от каждого профсоюзного органа входит в состав единого представительного органа от работников на ведение коллективных переговоров. Именно для этих целей формируется такой орган с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

ВНИМАНИЕ! Что такое профсоюзная организация и как её создать?

Если же между профсоюзами отсутствует договоренность о создании единого представительного органа на ведение коллективных переговоров, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу, который объединяет наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

На локальном уровне в организации у работодателя может существовать несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников. Такие профсоюзы могут создать единый представительный орган. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства, т.е. в зависимости от количества численности членов профсоюза.

В состав единого представительного органа должен входить представитель от каждой первичной профсоюзной организации. Данный орган обладает инициативным правом по проведению коллективных переговоров по вопросам трудовой деятельности. Закон предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без создания единого представительного органа на ведение коллективных переговоров.

Как определяется день начала коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных по подготовке, заключению или изменению договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Рекомендуем прочесть: Техосмотр для авто

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

О коллективных трудовых спорах в законодательстве

Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:

  1. Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
  2. Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
  3. День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.

Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.

Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.

Следующие лица наделены правом представлять руководство:

  • организации профессиональных объединений;
  • руководящие сотрудники;
  • другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *