Взыскание задолженности по земельному налогу судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание задолженности по земельному налогу судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Однако при проведении камеральной налоговой проверки поданной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу Инспекции ФНС России, как правило, руководствуются ставками земельного налога, установленными местными нормативными правовыми актами, не зависимо от того, соответствуют их положения действующему законодательству РФ или нет.
В результате налоговым органом принимается решение о доначислении земельного налога и о наложении санкций за его неуплату.

Ставка земельного налога

Чтобы выйти из сложившейся ситуации с наименьшими материальными потерями налогоплательщику необходимо своевременно предпринять действия по защите своих прав и законных интересов.

В соответствии с главой 19 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право на обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Причем, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Налоговая база по земельному налогу

Понятие налоговой базы для целей исчисления земельного налога и порядок ее формирования изложены в статьях 390 и 391 НК РФ. В названных статьях указано, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводятся до налогоплательщиков согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Таким Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 52, предусмотрено бесплатное предоставление плательщикам земельного налога по их заявлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено с 1 марта 2009 года и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); далее в статье соответственно упоминается Росреестр.

Таким образом, плательщик земельного налога определяет налоговую базу, исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ N 52.

На первый взгляд никаких сложностей: получи выписку из кадастра, рассчитай земельный налог исходя из указанной в ней кадастровой стоимости по установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) ставке и уплати налог в бюджет.

Методика расчета земельного налога налоговыми органами

При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Вердикт суда (решение Арбит­ражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)

ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ООО

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам

Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:

  1. Выставление требования.

Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.

  1. Уплата налога физическим лицом.

Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.

  1. Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.

Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.

Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:

  • полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
  • полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.

Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.

  1. Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.

Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.

Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).

Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.

  1. Выдача исполнительного листа.

Судебное разбирательство

Если судебный приказ был отменен, то начинается судебное разбирательство в судах общей юрисдикции. Если сумма долга со стороны дачника не превышает 50 тыс. руб., то взыскатель (СНТ) подает иск в мировой суд. Если задолженность выше, то иск направляется в районный или городской суд в зависимости от места прописки должника.

Далее начинаются судебные разбирательства с посещением заседаний, которые могут длиться месяцами. По итогу судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, выписывается исполнительный лист — и приставы начинают работу.

«Здесь процедура стандартная, как и с другими должниками (по коммунальным платежам, алиментам и т. д.). Приставы устанавливают имущество должника, включая транспортные средства, и выставляют требования в банке. Если сумма на банковской карте должника достаточная для погашения долга, то могут списать сразу всю сумму. Также приставы могут наложить арест на имущество дачника-должника или закрыть выезд из страны», — пояснил член АЮР Дмитрий Уваров.

Земельный участок с молотка

Есть случаи, когда люди не платят взносы годами. При наличии большой задолженности участок дачника может быть реализован на торгах. Эта процедура происходит в рамках исполнительного производства. Судебный пристав проводит оценку объекта, далее назначаются торги, где реализуется участок. Затем задолженность гасится, а оставшаяся сумма (если есть) возвращается должнику.

«Но здесь есть важный момент — стоимость участка должна быть пропорциональна долгу. К примеру, в некоторых подмосковных СНТ только земля может стоить 10 млн руб. В таком случае объект вряд ли будет выставлен на торги, поскольку его стоимость превышает задолженность. Приставы могут найти у неплательщика другой объект, который будет соразмерен долгу, и реализовать его на торгах», — пояснил Дмитрий Уваров.

Еще один важный нюанс — срок исковой давности. Он составляет три года. Дачник может не платить взносы годами, но если судебных претензий ему не предъявлено, может сослаться на то, что пропущен срок исковой давности. В итоге с него взыщут долги только за последние три года. Но заявить об истечении срока исковой давности должен сам дачник.

Читайте также:  Процедура банкротства физического лица последствия для родственников 2023 процедура

Если с должника нечего взыскивать, то пристав может завершить судебное производство «в связи с невозможностью исполнения решения». Такие случаи тоже бывают, добавил юрист.

Налоговая база по земельному налогу

Понятие налоговой базы для целей исчисления земельного налога и порядок ее формирования изложены в статьях 390 и 391 НК РФ. В названных статьях указано, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводятся до налогоплательщиков согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Таким Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 52, предусмотрено бесплатное предоставление плательщикам земельного налога по их заявлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено с 1 марта 2009 года и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); далее в статье соответственно упоминается Росреестр.

Таким образом, плательщик земельного налога определяет налоговую базу, исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ N 52.

На первый взгляд никаких сложностей: получи выписку из кадастра, рассчитай земельный налог исходя из указанной в ней кадастровой стоимости по установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) ставке и уплати налог в бюджет.

Что нужно для списания налогов при признании банкротом?

Списание долгов (причем не только перед налоговыми органами) при помощи процедуры банкротства может стать решением в том случае, если должник не способен исполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами. Причем, если раньше признать банкротом можно было только юридических лиц, то сейчас эта возможность стала доступна и обычным гражданам.

Итак, получение статуса банкрота позволяет списать налоги, однако сделать это можно только при условии, что вырученных от продажи имущества денежных средств будет недостаточно для уплаты долга.

Для списания налоговой задолженности после получения решения суда о признании банкротом налогоплательщику потребуется подать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему документы, подтверждающие статус банкрота и наличие задолженности. При банкротстве задолженность также признается безнадежной, но уже на основании того, что гражданин является финансово несостоятельным.

Важно! Судебная практика говорит о том, что иногда в ходе процедуры банкротства делается вывод о том, что должник намеренно уклонялся от уплаты налогов. В этом случае списать налоговые долги нельзя.

При этом нужно иметь в виду, что банкротство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для гражданина. Так, например, при обращении за кредитом на протяжении 5 лет после получения статуса банкрота гражданин будет обязан сообщать об этом факте банку. Также нельзя в течение 3 лет занимать должности в органах управления юридическим лицом. Поэтому, принимая решение списать долги при помощи банкротства, следует просчитывать все плюсы и минусы этого варианта.

Таким образом, закон на сегодняшний день предоставляет гражданам возможность избавиться от налоговой задолженности, однако реализовать это право реально только при наличии соответствующих обстоятельств (просроченная задолженность, основания для признания банкротом).

Если вы планируете списать налоги, мы рекомендуем обязательно обращаться к юристу: специалист проанализирует возможность списания тем или иным способом и окажет профессиональную юридическую помощь на всех этапах процедуры.

Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:

  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;
  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.

Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:

  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;
  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.

Споры по имущественным налогам (Практика Верховного Суда РФ за 2018)

Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:

  • налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
  • банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.

Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

  • налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.

При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

  • не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
  • не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

  • с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
  • с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

  • налоговая задолженность полностью погашена;
  • налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
  • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
  • суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
  • в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Читайте также:  Идеи для частного бизнеса в Москве

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

Взыскание задолженности по имущественным налогам

Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.

Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. составит всего 4 510 591 руб., в том числе:

— за январь–май 2013 г. (5/12 = 0,4167):

681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;

— за июнь–декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):

105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;

15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.

При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, земельное законодательство РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами – в судебном порядке.

Высший арбитражный суд в постановлении от 28.06.11 г. №913/11 указал, что п. 3 ст. 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Из приведенной правовой позиции с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Следовательно, применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно только с момента вступления в силу этого судебного акта.

При этом суд также учитывает правовую позицию, высказанную в постановлении ФАС Уральского округа от 29.07.14 г. № Ф09-4575/14, согласно которой во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску. Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость, установленная решением суда, подлежит применению при исчислении земельного налога с момента вступления в законную силу данного решения.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

В 2015 г. ситуация кардинально изменилась. Во-первых, были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ в части порядка применения измененной кадастровой стоимости по земельным участкам.

Для ситуаций, когда по решению комиссии или суда меняется кадастровая стоимость, сведения применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 ст. 24.20 Закона №135-ФЗ).

Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.14 г. № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.14 г. № 03-05-РЗ/48574).

И синхронные корректировки внесены Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 4.10.14 г. №284-ФЗ).

Налогообложение измененной кадастровой стоимости в 2015 г.

В 2015 г. ситуация кардинально изменилась. Во-первых, были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ в части порядка применения измененной кадастровой стоимости по земельным участкам.

Для ситуаций, когда по решению комиссии или суда меняется кадастровая стоимость, сведения применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 ст. 24.20 Закона №135-ФЗ).

Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.14 г. № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.14 г. № 03-05-РЗ/48574).

И синхронные корректировки внесены Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 4.10.14 г. №284-ФЗ).

Пример 2

Налогоплательщик в апреле 2015 г. подал в комиссию заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Судебное решение об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2016 г.

В этом случае рыночная стоимость будет применяться для целей исчисления земельного налога за 2015 г., т.е. начиная с 1 января 2015 г.

В этом случае дата вступления в силу решения суда не имеет принципиального значения, поскольку ориентиром для перерасчета земельного налога будет служить период подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Это означает возможность ретроспективного (т.е. задним числом) пересчета земельного налога.

Таким образом, в отношении сегодняшнего дня споров о том, с какого времени можно осуществить перерасчет базы по земельному налогу, быть не должно.

Вместе с тем, учитывая, что обновленная редакция п. 1 ст. 391 НК РФ вступила в силу с 1 января 2015 г., остается в зоне налогового риска ситуация, когда налогоплательщики подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка после 22.07.2014 г. и заявили ретроспективный пересчет земельного налога за 2014 г.

Читайте также:  Где можно сделать временную регистрацию в Московской области для граждан РФ люберцы

Как будет складываться арбитражная практика в подобных случаях, покажет время.

Доказывание права на обращение взыскания на земельный участок

Обращаясь с иском об обращении взыскания на земельный участок должника, взыскателю нужно обеспечить наличие необходимых доказательств. Как правило, все необходимые документы находятся у пристава (в материалах исполнительного производства). Поэтому прежде всего нужно получить у пристава копии требуемых документов и приложить их к исковому заявлению. Одновременно нужно ходатайствовать о привлечении к рассмотрению дела пристава и истребовании материалов исполнительного производства.

Доказательства отсутствия денежных средств и другого имущества. При разрешении вопроса об обращении взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника важно принять во внимание положения статьи 69 закона № 229-ФЗ. В ней указано, что в первую очередь обращается взыскание на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках, а только затем на иное имущество. Причем должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Хотя при этом окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника будет определять пристав. Таким образом, если должник получает зарплату или иной доход или у него есть в собственности другое имущество (например, автомобиль), то требовать обращения взыскания на земельный участок бесполезно – суд в этом откажет.

С учетом вышесказанного перед подачей иска важно убедиться, что в материалах дела по исполнительному производству есть доказательства отсутствия у должника денежных средств для погашения долга, а также иного имущества. Например, это может быть справка из Пенсионного фонда (об отсутствии дохода), из банков (об отсутствии счетов), из ГИБДД (об отсутствии автотранспортных средств, зарегистрированных на должника).

Доказательства отсутствия ограничений для обращения взыскания. Есть несколько случаев, когда обращение взыскания на имущество должника запрещено. Один из них – когда на участке находится дом с жилым помещением (его частью), которое для гражданина-должника и проживающих совместно с ним членов семьи является единственным пригодным для постоянного проживания. Поэтому взыскателю нужно позаботиться о доказательствах, подтверждающих, что на земельном участке не находится жилое помещение – единственное жилье должника. Это может быть кадастровый паспорт, выписка из ЕГРП на земельный участок, а также выписка из ЕГРП на должника, в которой будет указано, что у него нет в собственности жилого помещения по данному адресу.

Применение пониженных (льготных) ставок налога

Одной из основных причин споров, относящихся к этой группе, следует назвать недопонимание налогоплательщиками зависимости права на применение пониженных налоговых ставок от содержащихся в государственном кадастре сведений о категории земель, на которых расположен конкретный участок, а также о виде его разрешенного использования. Эти сведения в свою очередь влияют на размер кадастровой стоимости, являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога, а также подтверждают наличие оснований, которыми обусловлено право на применение льготных ставок.

ФАС СЗО, анализируя нормы земельного законодательства и законодательства о налогах и сборах, неоднократно указывал в своих постановлениях на то, что применение пониженных ставок земельного налога зависит от указанных в выписках из государственного кадастра сведений как о категории земель, на которых расположен земельный участок, так и о функциональном использовании земельного участка — виде его разрешенного использования (постановления от 22.04.10 по делу № А66-10150/2009, от 02.02.10 по делу № А56-26992/2009).

Эта позиция основана на положениях статьи 394 НК РФ, согласно которой налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  1. 0,3 процента в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  2. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Вынесение на страницы сайта Федеральной налоговой службы специального калькулятора для подсчета земельного налога – отличное предложение для владельцев земельных участков. Теперь самостоятельно можно рассчитать, сколько нужно заплатить денег за свою землю. Какие данные следует ввести в форму калькулятора?

  • Кадастровый номер, который был выдан наделу при его постановке на учет в кадастре.
  • Данные, объясняющие самые важные характеристики объекта.
  • Период нахождения участка в собственности последнего владельца.
  • Если есть налоговые льготы, вносятся данные и о них.

Как видно, сведений немного, для их несения потребуется мало времени. После выполнения данного шага на странице будут выданы сведения по сумме земельного налога.

Что важно отразить в иске?

1. Главное доказать, что гражданин, с которого взыскиваются денежные средства – это гражданин именно того СНТ (территориально), которое является истцом. Сейчас, по нашей практике, ответчики все чаще стали ссылаться на то, что они не являются членами или ИП СНТ истца. Да, и верно, в документах ответчиков не всегда написаны те данные земельного участка или дома, которые бы подтверждали местонахождение гражданина на территории истца. За многолетний этап работы Росреестра с 1997 (а у некоторых с 1994) года, адреса участкам присваивали по-разному, изменялись волости, округа, массивы, даже улицы. Есть большое количество кадастровых ошибок. Например, массив Северный адресом «посадили» на массив Южный одного и того же СНТ, присвоив «чужой» кадастровый номер. Или, например, массив Куйвози стал называться массив Васкелово. Иные неточности.

2. Важно заранее определить, что ответчик находится на вашей территории. Ошибки в месте нахождения отмежеванного земельного участка могут указывать на то, что земля «выскочила» за границы территории истца. Это огромный повод ответчику говорить о том, что этому садоводству он платить не обязан. В этом случае процесс судопроизводства по взысканию долгов придется приостанавливать и начинать новый параллельный процесс.

3. Конечно же, нужно понимать, кто именно ответчик и можем ли мы рассчитывать на успех взыскания. В реестре может быть учтена, например, гражданка 1937 года рождения. Она может быть умершей, лежащей в ПНД, пропавшей без вести, уехавшей с адреса прописки, или, вообще, уже давно подарила свою собственность или продала. Надо определить ответчика до подачи искового заявления в суд.

4. Срок, за который происходит взыскание, может быть 3 года (срок обычной исковой давности) или же весь период неоплаты. Это зависит только от документов, имеющихся в

Товариществе. Есть ряд вариантов, когда взносы могут быть взысканы за весь период неоплаты.

5. Возможность взыскания. Если действовать «в лоб», можно получить исполнительный лист или же решение суда. Но может ли СНТ получить причитающиеся деньги? В досудебном порядке мы проводим переговоры с должником, высылаем претензию или доброе письмо с указанием на то, что их деньги очень нужны на благо всех товарищей (кстати, такие письма имеют успех, в них мы даем разные варианты решений проблемы, у людей появляется выбор выполнить обязательство). Важно оценить и сроки выплат: будет ли сумма оплачиваться с пенсии старушки 93-х лет в течение очень многих месяцев, или же по мировому соглашению мы получим деньги сразу…

6. Вопросы о пени. Это особая категория, а даже не пункт расчета. Для членов СНТ пени могут быть явно обязательны ко взысканию. Для индивидуальных пользователей обязанность их оплаты придется доказывать. Их, конечно же, тоже взыскивают, но доказательств придется приводить гораздо больше, чем для члена товарищества. Работу с ИП и их обязанностями нужно вести на протяжении всей деятельности правления, все время собирая доказательства того, что они должны оплачивать не только основные взносы, но и пени.

7. Вопросы по электроэнергии. Законодатель установил, что двойных оплат за потребленную электроэнергию в одном СНТ быть не может и, самое главное, поставщик не имеет права принимать двойную оплату. Если ответственным (по акту разграничения балансовой принадлежности) является СНТ, то и оплата производится именно таким СНТ, а не частными гражданами, которые решили самостоятельно заключить договор с поставщиком электроэнергии. Эта позиция написана и на сайтах снабжающих организаций. Для взыскания задолженности по оплате электроэнергии, нужны документы-доказательства, акты, претензии и/или иные основания.

Есть и много иных важных моментов. Здесь отображены не те классические, которые вы можете прочитать на любом информационном ресурсе, а ряд важных вопросов из судебной практики, которые встретились при работе с должниками. Полную консультацию можно получить в нашей юридической консультации. Или заключить договор на взыскание «под ключ».

Записывайтесь на прием. Получите серьезную юридическую помощь!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *