Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами: понятие и правовая природа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Продолжают действовать временные ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, оформления и выдачи виз и приглашений, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р.
Взаимодействие с ведомствами иностранных государств
21.01.2021 15:35
Сотрудничество Роспатента с зарубежными ведомствами по интеллектуальной собственности основывается на многосторонних договорах, администрируемых ВОИС, межправительственных соглашениях и межведомственных документах.
Основными направлениями двустороннего сотрудничества являются:
- обмен информацией о законодательстве в сфере интеллектуальной собственности и национальных системах интеллектуальной собственности;
- обмен опытом в области предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности и реализация совместных программ в области патентной экспертизы (в том числе, программы РРН);
- обмен патентной документацией;
- системы автоматизации в сфере интеллектуальной собственности;
- обмен экспертами и обучение специалистов в сфере интеллектуальной собственности (в том числе и на базе РГАИС и ФИПС);
- проведение совместных мероприятий, в том числе по повышению общественной осведомленности.
Роспатент в рамках своей компетенции принимает участие в работе ряда двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (Минобрнауки России, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» и др.) в разработке и согласовании межправительственных соглашений, включающих положения по интеллектуальной собственности.
Внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации
- Правовое регулирование неимущественных прав (моральных прав) автора в зарубежном праве: сравнительный аспект
- Проблематика толкования принципа добросовестности в доктрине международного частного права
- Нагорно-карабахский конфликт с позиции принципов международного права
- К вопросу о понятии всемирного наследия по Конвенции ЮНЕСКО 1972 г.
- Кибер-атаки как новый способ ведения военных действий: возможность применения норм международного гуманитарного права
- Правовые акты и правовые договоры: теоретические и практические проблемы: Сборник статей
- Слово главного редактора
- Транспортный налог в Российской Федерации
- Речевая агрессия и ее правовые последствия
- Нарушения языковых норм современного русского литературного языка в тексте конституции Российской Федерации
Договор с иностранным контрагентом: какую юрисдикцию и какой суд выбрать?
После этого, участие субъектов федерации в международных отношениях в законодательстве России претерпело изменения, которые привели к соответствию с федеральными нормами. Например, в актуальном на сегодняшний день Уставе Воронежской области от 2006 года, приведены следующие нормы:
- Воронежская область имеет право подписывать соглашения с административно-территориальными образованиями других стран, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей с учетом предоставленных прав Конституцией Российской Федерации и федерального закона;
- Органы государственной власти Воронежской области имеют право вести переговоры с иностранными представителями с учетом предоставленных Конституцией и федеральным законом полномочий, а также заключать соглашения с представителями иностранных государств, как указано в первой статье Устава.
Похожие правила приводятся и в законодательстве других российских регионов. Как следствие, субъекты Российской Федерации не имеют полных полномочий на заключение международных договоров, и не могут считаться участниками международного права.
Проблемой международной правосубъектности у физических лиц имеет достаточно длительную тенденцию в юридической литературе. Ученые Запада склонны признавать за физическими лицами правосубъектность. Основой для такой позиции служит возможность привлечения этих лиц к ответственности на международном уровне, а также возможность обращения физических лиц в международные правозащитные органы. Более того, лица, которые находятся в странах ЕС, имеют право подавать иски в Суд ЕС.
Право международных договоров как отрасль международного права
Современное право международных договоров представляет собой отрасль общего международного публичного права, состоящую из приведенных в систему обычно-правовых и договорно-правовых принципов и норм, устанавливающих основания действительности договора, порядок его заключения, введения в силу и действие, применения, изменения, приостановления действия, прекращения, регистрации и официального опубликования.
В 1969 г. на дипломатической конференции в Вене была принята Конвенция о праве международных договоров, заключаемых между государствами, которая вступила в силу в 1980 г. (далее — Венская конвенция 1969 г.). Венская конвенция 1969 г. является основополагающим универсальным договорным кодификационным актом, своеобразным «договором о договорах». Большинство ее норм и принципов, имея обычно-правовое происхождение, получило договорную форму, точное изложение их действительного юридического смысла. Государства, не участвующие в этой Конвенции, ссылаются на нее как на источник обычного права международных договоров.
Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
К многосторонним международным договорам могут быть заявлены оговорки при условии, что в их текстах отсутствует согласованный запрет на оговорки. К двусторонним договорам оговорки не допускаются.
Оговоркой называется одностороннее заявление участника договора, направленное на исключение или изменение договорного обязательства, сделанное перед выражением согласия на обязательность договора. В Российской Федерации оговорки к многосторонним договорам России формулируются в текстах законов о ратификации.
После выражения согласия на обязательность международного договора оговорки не заявляются. Оговорку можно заявить в письменной форме при подписании договора, ратификации, принятии, утверждении, присоединении или при выражении иной формы согласия на обязательность договора. Оговорка должна быть совместимой с объектом и целями договора; она не изменяет положений договора для других участников, не сделавших оговорок.
Заявлением называется односторонняя интерпретирующая декларация, не направленная на изменение договора, но содержащая разъяснение понимания государством договора или иных обстоятельств, различные политические и правовые оценки. Заявления делаются в том же порядке, что и оговорки. В отличие от оговорок заявления не нарушают целостность договора и не требуют выяснения вопроса о делимости договора и допустимости оговорок к нему.
Другой участник договора вправе заявить возражения против оговорки, и в таком случае положение договора, к которому относится оговорка, не применяется между двумя этими участниками.
Если другой участник не заявил возражений против оговорки, он считается молчаливо согласившимся с односторонним изменением положения договора в связи с поступлением оговорки. Участник договора, заявивший оговорку, вправе в любое время снять ее. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время.
Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами: понятие и правовая природа
На сегодняшний день проблема правового статуса субъектов федеративных государств, в частности субъектов Российской Федерации и их правоспособности в сфере международных правоотношений является достаточно актуальной. Это объясняется тем, что, во-первых, объективно развивающиеся процессы глобализации, интеграции национальных экономик, формирование межгосударственного единого экономического пространства, расширение культурных связей позволяют субъектам федерации выстраивать и развивать сотрудничество с иностранными партнерами. Во-вторых, отсутствием системного правового регулирования участия субъектов федерации во внешнеэкономических, культурных и иных отношениях, неопределенностью как в международном, так и в российском праве природы договоров, заключаемых субъектами федерации с административно-территориальными образованиями иностранных государств.
В науке международного права получила развитие позиция, согласно которой субъекты федеративных государств есть особые субъекты международной системы [1], участники «негосударственных международных отношений» [2], такие отношения в современной доктрине принято называть трансграничными [3]. Из этого следует, что договоры, заключаемые субъектами Российской Федерации с субъектами или административно-территориальными образованиями иностранных государств, будут носить трансграничный характер.
В соответствии с п. «к» и «л» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении Российской Федерации находятся: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также внешнеэкономические отношения. При этом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. «о» ст. 72 Конституции РФ, находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Таким образом Конституция РФ допускает участие субъектов Российской Федерации в так называемых трансграничных отношениях. Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями ) (далее — ФЗ № 4), который заложил основы правового обеспечения международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, равно как и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в этой области [4].
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ № 4 предусматривается, что субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с: 1) субъектами иностранных федеративных государств;2)административно-территориальными образованиями иностранных государств; 3)органами государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства РФ).
Субъекты Российской Федерации имеют право участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
Важно отметить, что в ФЗ № 4 закрепляется определение понятия «международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации», под которыми понимается осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами, перечень которых представлен выше.
Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ТРАНСФЕРА СПОРТСМЕНА»
Еще одним немаловажным преимуществом южнокорейской модели является то, что во время любых политических кризисов, изменений и потрясений выборы президента всегда проводились в сроки, установленные Конституцией.
В последнее время создается впечатление, что для южнокорейского общества превыше всего не политические, а экономические реформы, но, тем не менее, институт президента остается комплексным и целостным. Как это ни странно, экономические реформы не влекут за собой политические, что заставляет уважать южнокорейский опыт взаимодействия институтов президента и правительства: изначально — авторитарная модернизация, затем — политическая демократизация, причем неоспоримая, жизнеспособная и делающая южнокорейский институт президента открытым и подконтрольным.
аспирант Саратовской государственной юридической академии ahmedov. arsen @bk. ru
Договор трансфера спортсмена
Аннотация: статья посвящена соглашениям между спортивными организациями (клубами), направленным на переход спортсменов из одного клуба в другой (трансферным договорам). Рассматриваемый договор квалифицируется как комплексный, содержащий элементы, свойственные трудовому и гражданскому праву.
Ключевые слова: трансферный договор, комплексный договор, обязательство, непоименованный договор, вознаграждение.
Summary: the article discusses the agreement between the sport organizations, which fix transfer of a professional athlete from one organization to another. The agreement qualifies as a complex, regulated by labor and civil law.
Keywords: transfer contract, complex contract, obligation, unnamed contract, compensation.
В профессиональной спортивной деятельности могут заключаться гражданско-правовые, трудовые и смешанные договоры. Распространение получили и соглашения между спортивными организациями, фиксирующие переход профессионального спортсмена из одной спортивной организации в другую. Такие правоотношения не свойственны трудовому праву, предоставляющему возможность работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор. Как должны квалифицироваться такие соглашения, и будут ли они действительными?
Прекращение соглашения
Соглашение между работодателем и сотрудником ориентировано непосредственно на результат будущего труда, который нужно достигнуть после выполнения заданий и задач в срок. Если заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, то оно выступает лишь определенным средством для выполнения обязательств сотрудником.
Дополнительное соглашение к договору, форма которого отличается от трудового договора, не регламентирует норм и условий труда.
Соглашение о расторжении договора подписывается по инициативе работника и работодателя и констатирует прекращение договора. Помимо этого, соглашение о расторжении договора может подписываться после истечения срока действия документа, после чего возможно прекращение действия документа. Соглашение о расторжении договора предусматривает аннуляцию всех условий, которые регламентирует трудовое соглашение. Расторжение трудового договора по соглашению сторон также может происходить в судебном порядке.
Виды договоров инвестирования
Классифицируем договоры в зависимости от целей инвестирования и других условий соглашения, выделяемых сторонами как существенные.
Основные — договоры инвестирования по ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
От договоров инвестирования, в которых с обеих сторон выступают частные лица, следует отличать государственные контракты, подписываемые на основании указанного Федерального закона. Такие контракты заключают в целях строительства или реконструкции государственных объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации бизнес-проектов.
Заключение контрактов осуществляется на основании ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Их отличительной чертой являются инвестиции в форме капитальных вложений.
Капитальные вложения — это те же инвестиции, но направленные исключительно в основной капитал (основные средства предприятия). Речь идет о проектно-изыскательских работах, модернизации уже действующих предприятий, обновлении машин, вводе современного технологичного оборудования, обновлении инструмента и инвентаря.
Особенности заключения СПИК
На первом этапе инвестор оформляет пакет документов, в который входят:
- заявление по установленной форме;
- проект СПИК, пример: специальный инвестиционный контракт между муниципальным образованием и частным инвестором;
- бизнес-план и финансовая модель проекта с указанием результативной цели инвестирования, основой проекта. В нем описываются доходная и расходная части, конечный результат, запланированные страховые взносы, налоги, сборы, пошлины;
- подтверждение легальности происхождения вложений, подтверждение их размера;
- информация о планируемой конечной продукции: планы-графики финансирования и реализации проекта.
Пакет документов предоставляется на рассмотрение в Минпромторг (либо исполнительный орган власти субъекта), затем вместе с предварительным заключением специальный инвестиционный контракт Минпромторг передает в Межведомственную комиссию (МВК). Комиссия проводит анализ внесенного на рассмотрение проекта и принимает положительное либо отрицательное решение о возможности подписания договора. Срок рассмотрения проекта комиссией — 30 рабочих дней. Срок рассмотрения замечаний комиссии инвестором — 10 рабочих дней.
Понятие соглашения 2S Вопросы, регулируемые соглашениями; Виды соглашений Особенности некоторых соглашений 4 Участники соглашений Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на Федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ), отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 — 2004 годы. Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:
• при заключении генерального соглашения — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ; при заключении регионального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ; при заключении отраслевого (межотраслевого)соглашения соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне); • при заключении территориального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления. Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.
В вопросе о месте международного частного права в юридической системе можно выделить три основных подхода.
1. Международное частное право относится к системе международного права – международно-правовая концепция.
2. Международное частное право входит в систему внутреннего права государства – цивилистическая концепция.
3. Международное частное право – «полисистемный продукт», или межсистемный комплекс, который частично относится к международному публичному праву, а также частично к внутригосударственному праву, такая концепция получила название системной.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Международное частное право тесно связано как с международным публичным правом, так и с национальным правом государства, прежде всего с отраслями частного права.
2. Несмотря на тесную связь с международным публичным правом, международное частное право входит в систему внутреннего национального права государства. Этот вывод жестко предопределяется предметом правового регулирования, а именно частноправовыми отношениями, осложненными иностранным элементом. Международное частное право регулирует отношения между такими субъектами (физическими и юридическими лицами), которые находятся под юрисдикцией государства и, следовательно, под действием его внутреннего права. Однако механизм международно-правового регулирования не приспособлен для регулирования отношений между физическими и юридическими лицами.
3. В системе внутреннего права международное частное право не является частью гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права, оно занимает самостоятельное место, является самостоятельной отраслью права со своим специфическим предметом и методом регулирования, поскольку гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения составляют единый предмет международного частного права.
4. Вопреки названию международное частное право имеет национальную природу, в отличие от международного публичного права, единого для всех государств, международное частное право существует в рамках национального права отдельного государства.
Что касается доктрины международного частного права, то в разных государствах вопрос о предмете данной отрасли рассматривается по-разному.
В работах английских авторов рассматриваются как коллизионные вопросы выбора права, так и вопросы подсудности, т. е. правила о том, какие споры по правоотношению с иностранным элементом должны рассматриваться местными судами, а какие судами других государств.
Во Франции доктрина относит к международному частному праву прежде всего нормы о гражданстве, имея в виду правила о французском гражданстве, в курсах и учебниках традиционно рассматриваются положение во Франции иностранцев, т. е. правила внутреннего материального права по широкому кругу вопросов (въезд, пребывание, имущественные и иные права), и только после рассмотрения этих двух комплексов изучаются вопросы коллизий законов и международной подсудности. Германские юристы международное частное право сводят к коллизионному праву. По мнению алжирского ученого, в современных условиях международное частное право не может быть ограничено только коллизией. Для юристов Чехии и Болгарии характерен подход, согласно которому к области международного частного права относятся как коллизионные нормы, так и материально-правовые. Польские авторы и венгерские правоведы обычно сводят международное частное право к коллизионному праву с добавлением вопросов так называемого международного гражданского процесса.
Термин «международное частное право» – американский, связанный с именем основоположника американской доктрины международного частного права Джозефа Стори, который впервые привел данный термин в комментариях к конфликтному праву (1834 г.).
Начиная с 40-х гг. ХIХ в. к этому термину стали обращаться и в европейских странах.
В России термин «международное частное право» был введен в научный оборот Н.П. Ивановым, автором написанной в 1865 г. в Казани работы «Основание частной международной юрисдикции», которая положила начало развитию в нашей стране науки международного частного права.
В дореволюционной литературе в области международного частного права в ХIХ в. и в начале ХХ в. наибольшей известностью пользовались труды следующих ученых: Н.П. Иванова, К. Малышева, Ф.Ф. Мартенса, Пиленко, Казанского. Разработка данных проблем, в отличие от международного публичного и гражданского права, началась в России сравнительно поздно.
В 1859 г. известный русский цивилист Д.И. Мейер в своих чтениях по русскому гражданскому праву изложил основные положения учения Савиньи о коллизиях закона.
Древнерусскому цивилисту К.И. Малышеву принадлежит заслуга в разработке учения о так называемых межобластных коллизиях, которое было весьма актуально в дореволюционной России. Объяснялось это тем, что на ее территории в то время действовали законодательные акты различных правовых систем (Свод законов России, Гражданский кодекс Наполеона).
Систематичную разработку вопросов международного частного права осуществил Ф.Ф. Мартенс в 11-м томе своего курса «Современное международное право цивилизованных народов» 1896 г.
В этом фундаментальном труде, переведенном на ряд языков, автор, выдающийся русский юрист и дипломат, исходит из норм связанности суверенного государства некоторыми основными началами международного частного права, выработанными в процессе межнациональной общины.
Под международным частным правом Мартенс понимал совокупность юридических норм, определяющих применение к данному правовому отношению заинтересованного лица в международном обороте права или закона отечественного или иностранного государства.
Профессор Мартенс исходил из международно-правовой концепции международного частного права. Следует отметить большую деятельность ученого в области кодификации международного частного права, он был первым делегатом на Гаагской конференции по международному частному праву и избирался ее вице-президентом.
Широким подходом к международному частному праву отличились работы профессора Казанского, который относил к международному частному праву не только коллизионные нормы, как это делал Мар-тенс, но и нормы материального права.
В этой связи Казанский говорил о двух задачах: создать всемирный гражданский оборот и обеспечить каждому конкретному лицу определенную совокупность прав; определить, законы каких государств должны применяться к тем или иным отношениям между лицами.
Международному гражданскому праву он посвятил особенную часть своего учебника, в которой определил общие начала, т. е. понятия и правовую природу международного гражданского права, он также говорил о договорах и кодификации данного права, упоминал о столкновениях (коллизиях)законов, дал анализ отдельных норм.
Таким образом, несомненная заслуга Казанского состоит в том, что он не ограничивал международное частное право рамками коллизионного права, хотя и не всегда последовательно проводил данную точку зрения в своих работах.