7 Процессуальное положение прокурора, следователя, потерпевшего.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 Процессуальное положение прокурора, следователя, потерпевшего.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.

Иные участники уголовного судопроизводства

В УПК названы пять таких участников — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В отличие от других категорий участников уголовного судопроизводства, они не являются сторонами, не наделены никакими властными полномочиями и не имеют по делу ни собственного, ни представляемого интереса. Напротив, незаинтересованность в исходе дела является для них (кроме свидетеля) обязательным условием привлечения к участию в деле.

Прокурор и его правовой статус в уголовном процессе.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Процессуальное положение потерпевшего

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Основные задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В основе уголовного судопроизводства лежит принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции), предусматривающий, что только один участник судопроизводства должен осуществлять одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор, согласно УПК относится к стороне обвинения, реализующей функции уголовного преследования.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

На разных этапах уголовного судопроизводства уголовное преследование имеет собственные формы выражения. Уголовное преследование на досудебных стадиях осуществляется в виде предварительного расследования, а в судебных стадиях – в виде поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет основную роль прокурора в уголовном преследовании. Процессуальное мастерство и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств играют приоритетное значение в обеспечении неотвратимости наказания за преступление.

Прокуроры, принимающие участие в рассмотрении уголовных дел, решают следующие задачи:

  • совершенствовать работу по поддержанию гособвинения, как действенного средства борьбы с преступностью; первостепенная служебная обязанность прокурорских работников – участие в разбирательстве уголовных дел;
  • участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения, возбужденных мировым судьей;
  • регулярно и лично поддерживать государственное обвинение;
  • всемерно способствовать установлению судом истины, важной для вынесения справедливого, обоснованного и законного решения;
  • обеспечить участие государственных обвинителей в заседаниях судов апелляционной инстанции по уголовным делам (правом кассационного и апелляционного обжалования судебных решений обладает только прокурор) и др.

Одной из основных задач является совершенствование профессионализма государственных обвинителей, не имеющих большого опыта участия в уголовном судопроизводстве. Для этого важно сформировать систему профессионального обучения и переподготовки, совершенствовать весь учебно-методический процесс, привлекать к учебному процессу ученых-юристов и опытных практических работников; распространять и изучать положительный опыт их работы и т.д.

Процессуальное положение прокурора

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

  • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
  • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
  • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор, его процессуальное положение в различных стадиях уголовного процесса.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде. В соответствии УПК РФ уг. преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.(Прокурор осуществляет уг. преследование только в судебном разбирательстве. В досудебном производстве он осуществляет надзор за законностью)

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

-дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

Читайте также:  Выплата почетным донорам в 2023 году сумма

-дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

-разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

-утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя

– стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Процессуальное положение потерпевшего

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Уголовное преследование в суде как осуществление надзорной функции прокурором

В отечественной юридической науке вопрос о полномочиях прокурора, направлении его деятельности в ходе уголовного судопроизводства обсуждается на протяжении более 140 лет, причем окончательная точка в нем до сих пор не поставлена.

Своеобразным импульсом к возрождению споров о процессуальном положении прокурора в судебном заседании послужило постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 г., которым было восстановлено право прокурора на принесение надзорного представления на состоявшееся по делу решение суда по основаниям, ухудшающим положение осужденного1.

Споры эти связаны не столько с механизмом осуществления указанного надзора (он до конца не отработан), а, скорее, с самим представлением о возможности осуществления прокурором надзора в ходе и досудебного, и судебного производства по уголовному делу.

Так, еще А.Ф. Кони говорил о прокурорском надзоре, имеющем на суде особую власть — обвинительную .

Или, скажем, М.С. Строгович, утверждавший, что прокурор «не надзирает за судом, а участвует в деятельности суда в установленных законом формах» . Впоследствии М.С. Строгович изменил свою точку зрения, признав, что «прокурор, выступающий в суде в качестве обвинителя, продолжает сохранять свои функции надзора за законностью»2.

Можно предположить, что трудности в определении процессуального положения прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу в значительной мере объясняются еще и отсутствием устойчивости по этому вопросу в законодательных решениях.

Так, если проследить в самых общих чертах тенденции развития российского законодательства, то в них просматривается сначала переход от надзора к обвинению (на рубеже судебной реформы 1864 г.), затем в послереволюционный период — постепенное усиление идеи надзора, а в 1992 г. в рамках новой судебной реформы — возврат к функции обвинения.

Судебная реформа 1864 г. ознаменовала собой поворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, «ока государства» к функции обвинительной власти — «обличения обвиняемых перед судом».

После «слома» в 1917 г. прежней судебной власти перед вновь образованной в 1922 г. прокуратурой в качестве одной из основных задач (первой в перечне) поставлено, «осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц»1.

Что же касается полномочий прокуратуры в области судебной деятельности, то формулировались они по-разному.

Если в Положении 1922 г. указывалось только поддержание обвинения на суде, то в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1924 г. , к нему добавилось опротестование судебных решений, а в Положении о прокуратуре Союза ССР, утвержденном 17 декабря 1933 г.3, появилось уже и наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями. Правда, в качестве способов такого наблюдения в положении указывались истребование дел, опротестование судебных решений с приостановлением их исполнения. Поэтому в суде первой инстанции поддержание государственного обвинения по-прежнему оставалось единственной функцией прокурора.

Процессуальное положение прокурора

В случае, когда потерпевшим признано юридическое лицо, его права и обязанности осуществляет представитель, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо ордером, если интересы юридического лица представляет адвокат.

Такого рода полномочия закреплены в ряде статей УПК, и более подробно они будут рассматриваться в соответствующих главах учебника.

Судебный контроль вышестоящих судебных инстанций имеет место в случае обжалования участниками судопроизводства приговора или иного решения, вынесенного нижестоящим судом. Процессуальный закон предусматривает различные формы проверки судебных актов: апелляционная, кассационная, надзорная и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Таким образом, следователь действовал в интересах стороны обвинения, а не установления объективной истины по делу.

Полномочия прокурора по выявлению нарушения закона в деятельности следователя аналогичны полномочиям в отношении дознавателя. Такое полномочие, как знакомиться с материалами дела, у прокурора в отношении следователя более актуально, чем в случае с дознавателем. УПК закрепляет еще дополнительное полномочие в деятельности следователя – п.5.1 ч.2 ст.37 – истребовать и проверять законность и обоснованность решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении УД и принимать по ним решения. Есть еще полномочие – рассматривать представленную руководителем СО информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора.

Полномочия по устранению и предупреждению нарушений закона (носят опосредованный характер – через требования к руководителю следственного органа):

  • 1. Требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
  • 2. Обращаться при несогласии следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства к руководителю вышестоящего следственного органа, а также к руководителю федерального следственного органа и директору следственного департамента, а если и они не согласны, то к генеральному прокурору, решение которого является окончательным.
  • 3. Направлять материалы в органы СК для решения вопросов об уголовном преследовании в отношении следователя, в деятельности которого содержатся признаки преступления.

Полномочия по непосредственному устранению нарушений закона:

  • 1. Возвращать по окончании расследования УД следователю на дополнительное следствие или пересоставление обвинительного заключения со своими письменными указаниями.
  • 2. Отменять постановления следователя о возбуждении УД в течение 24 часов с момента поступления соответствующей копии, с 15.01.11 г отменять постановления следователя об отказе в ВУД в течение 5 суток, о приостановлении производства по УД в течение 14 суток, о прекращении УД в течение 14 суток. Если прошли срок – требовать устранения нарушений в обычном прокурорском порядке.

1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса

Уголовный процесс

— деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и суда в области возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (УПК РФ).

Уголовное судопроизводство осуществляется поэтапно, в строго определенном порядке.

Стадии уголовного процесса

— взаимосвязанные, но самостоятельные части уголовно-процессуальной деятельности, отделенные друг от друга итоговым процессуальным решением и имеющие собственные задачи, а также круг уполномоченных государственных органов и лиц, принимающих участие в производстве по делу и характеризующиеся уголовно-процессуальными отношениями.

Стадии уголовного процесса сменяют друг друга в строго определенной последовательности. Предыдущая стадия является предпосылкой последующей, а последующая стадия осуществляет контрольные проверки деятельности предыдущей стадии. В совокупности все стадии уголовного процесса образуют его систему.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение уголовного дела

— первоначальная стадия уголовного процесса, в которой орган предварительного следствия (или прокурор) при наличии заявления или сообщения о совершении преступления или о его подготовке должен совершить ряд определенных действий по проверке наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела;

2) предварительное следствие

проводится следователем или дознавателем. В ходе предварительного расследования устанавливаются обстоятельства совершенного преступления, определяются предмет и субъект преступления. Завершается предварительное следствие предъявлением обвинения и передачей дела в суд либо прекращением уголовного дела;

3) подготовка дела к судебному разбирательству,

где судья единолично либо путем предварительного слушания дела разрешает вопрос о возможности рассмотрения дела по существу. Завершается данная стадия принятием решения о назначении судебного заседания либо о возвращении дела прокурору, приостановлении производства или о прекращении уголовного дела;

4) производство в суде первой инстанции —

Законодательный акт Федерального значения определяет полномочия, обязанности прокурора. Права должностного лица определяются законодательными нормами, ограничивающими пределы компетенции. От имени государства прокурор может осуществлять уголовное преследование, но в рамках процессов судопроизводства. Обладает правом надзора за ходом процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания, предварительного действия.

Регламент законодательного акта определяет полномочия прокурора УПК РФ:

  1. Затребовать для проверки нормативы исполнений актов ФЗ при приеме сведений, сообщений об административных нарушениях, преступлениях.
  2. Вынести постановление о передаче материалов по делу в органы следствия, дознания по последующему решению вопроса об уголовном преследовании. В частности, постановление может касаться фактов нарушений, выявленных должностным лицом в ходе проверки.
  3. Требовать устранения нарушений законов РФ, допущенных в ходе следственных, процессуальных действий.
  4. Передавать дознавателям указания в письменной форме с разъяснениями по направлению расследований, выполнения действий процессуального порядка. Это касается следующих пунктов:
  • изменений в части избрания меры пресечения, процессуального действия, вынесенных на основании решения суда;
  • проверка соответствия законам РФ, наличие обоснованности решений следователя, отказавшего в возбуждении уголовных дел, а также при приостановлениях, прекращении дел уголовного порядка;
  • принятие решений по делам уголовного порядка в соответствии с Кодексом;
  • рассмотрение и принятие решений о заключении досудебных соглашений в части сотрудничества с обвиняемым, с последующим ходатайством перед вышестоящим должностным лицом;
  • порядка и правил при заключении добровольного сотрудничества и соглашений с обвиняемым;
  • вынесение постановлений о порядке изменений, прекращений действия соглашения – в порядке, предусмотренном Кодексом.
Читайте также:  В Белгородской области повысили прожиточный минимум

Обращение к статье важно в части ведения предварительного расследования и осуществления процессуальных судебных действий. В соответствии с п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ, прокурору представляется проверить правильность ведения дел и ознакомиться с документами по возбужденному уголовному делу. В процессе рассмотрения хода судопроизводства по определенным делам прокурор обязан поддерживать государственного обвинителя, гарантируя законность и обоснованность обвинений.

Ведомственный контроль за деятельностью следователя в уголовном процессе ассоциируется, как правило, с фигурой руководителя следственного органа. Процессуальная фигура руководителя следственного органа, в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения появилась в УПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ. Вместе с тем было бы неверным говорить о том, что ранее руководитель следственного органа к категории субъектов уголовного преследования не относился. Процессуальное положение руководителя следственного органа ученые-процессуалисты не подвергали столь тщательному изучению, как процессуальное положение прокурора или следователя.[28] Нельзя не признавать того факта, что полномочия руководителя следственного органа, как субъекта уголовного преследования, в некоторой своей части идентичны полномочиям прокурора. Например, руководитель следственного органа вправе давать следователю письменные указания. Руководитель следственного органа, осуществляя функцию уголовного преследования, может отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя[29]. Вместе с тем руководитель следственного органа наделен и собственной компетенцией, отличной от компетенции прокурора. Так, при производстве по уголовному делу он может осуществлять полномочия не только следователя, но и руководителя следственной группы. Этим полномочиям посвящена статья 39 УПК РФ. Несмотря на прямое подчинение следователя руководителю следственного органа по организационно-служебным вопросам процессуальные отношения между ними должны строиться в строгом соответствии с законом. Руководитель следственного органа в числе прочих процессуальных средств реализует функцию уголовного преследования путем дачи следователю письменных указаний в порядке, установленном в п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК РФ. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Ведомственный контроль, на современном этапе, представляет собой мониториг руководителя следственного органа за деятельностью следователя на предварительном следствии, начиная с возбуждения уголовного дела, и до составления обвинительного заключения. Ведомственный контроль это деятельность руководителя следственного органа, и его заместителей направленная на всестороннее расследование всех обстоятельств дела, формирование единой следственной практики. Кардинальное реформирование полномочий прокурора и руководителя следственного органа, осуществленное в июне 2007 г., оттолкнуло правоприминителей от апробированного регулирования. За пятнадцать реформенных лет пройден путь от полного отрицания процессуальных полномочий начальника следственного отдела до предоставления современному руководителю следственного органа властно-распорядительных полномочий, ранее присущих исключительно прокурору.

Одной из форм контроля за деятельностью следователя является прокурорский надзор[30]. Прокурорскому надзору современное уголовно-процессуальное законодательство отводит существенную роль.[31]

Существенную роль в обеспечении эффективной борьбы с преступностью, а равно соблюдения прав и законных интересов граждан призваны играть и полномочия прокурора, которые он обязан выполнять в связи с возложенным на него надзором за надлежащим выполнением, в первую очередь органами дознания, предусмотренной в ч. 1 ст. 144 УПК РФ обязанности по приему сообщений о преступлениях, их учету и регистрации, по своевременному принятию энергичных мер, направленных на раскрытие преступлений и изобличение виновных.

Прокуроры обязаны проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора за органами предварительного следствия. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Прокуратура обеспечивает надлежащий надзор за законностью возбуждения следователями уголовных дел; принимает меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, на прокурора возложена обязанность — направить руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.

Прокурор контролирует поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ.

При утверждении обвинительного заключения, прокурором изучается соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ[32].

В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ прокурор утверждает постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера

В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурором рассматриваются жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверяются изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

На всех стадиях уголовного судопроизводства прокурор обеспечивает действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.[33]

Итак, прокурорский надзор это важная форма деятельности Прокуратуры по обеспечению законности, на предварительном следствии по уголовному делу. В связи с принятием Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора, относящиеся к предварительному следствию резко сокращены, в связи с этим приняты новые ведомственные инструкции[34], отчасти передающие полномочия прокурора руководителю следственного органа. Процессуальная фигура прокурора все же остается в уголовном процессе, и на предварительном следствии прокурор призвании осуществлять прокурорский надзор за следствием. Но прокурорский надзор не является единственным средством, призванным обеспечивать законность и обоснованность всего того, что происходит и должно происходить в рассматриваемых стадиях уголовного процесса.

В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.[48]

Согласно Федерального Закона об Оперативно — розыскной деятельности, в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить ОРД. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления ОРД на территории России предоставлено семи оперативно-розыскным органам. Ими являются: Органы внутренних дел, органы ФСБ, Федеральных органов государственной охраны, органы ФТС, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, ФСИН, Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД, право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям разведки Минобороны.

Правовой основой взаимодействия следователя с работниками органов дознания (оперативно-розыскными службами) являются п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, «при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь управомочен давать органу дознания …. письменные поручения и указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении». Соответственно, в законе об ОРД сказано, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. Таким образом, предписания законов устанавливают правовой приоритет следователя во взаимоотношениях с органами дознания (праву следователя давать поручения корреспондирует обязанность этих органов по их исполнению).

Статья 40 УПК РФ содержит перечень органов дознания. Сразу необходимо оговориться, что значительная часть указанных в статье 40 УПК РФ ведомств, наделенных полномочиями органов дознания, не наделена вместе с тем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий (подразделения милиции общественной безопасности органов внутренних дел, командиры воинских частей, соединений, начальники следственных изоляторов, органы государственной противопожарной службы и др.). Они могут выполнять только те действия, которые регламентируются УПК РФ как дознание.

В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем и оперативным работником, начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю[49]. Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

Читайте также:  Как расчитывается больничный по беременности и родам в 2023 году

Одним из основных нормативных актов, регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД России от 26 марта 2008года № 280 дсп «Об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»[50], имеющий гриф «ДСП», что не дает возможности ознакомиться с данным актом, прежний Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 года № 334 «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», не давал определения взаимодействия, но определял его основополагающие принципы.

Задачами взаимодействия являются[51]:

обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для раскрытия преступлений;

всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное установление, изобличение и привлечение к установленной законом ответственности совершивших их лиц;

организация розыска по «горячим следам» скрывшихся преступников;

осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям преступными действиями виновных лиц.

Данные формы выведенные наукой нашли свое отражение в нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений[52].


Введение.

1. Правовые основы процессуальной деятельности следователя.

  • 1.1. Сущность и проблемы нормативного закрепления процессуального положения следователя.
  • 1.2. Функциональное назначение деятельности следователя в российском уголовном процессе.

2. Сущность и структура деятельности следователя в состязательном уголовном процессе.

  • 2.1. Процессуальная самостоятельность следователя при принятии решений и производстве следственных и иных процессуальных действий.
  • 2.2. Проблемы обеспечения процессуальной самостоятельности следователя на заключительном этапе предварительного следствия.
  • 2.3. Полномочия следователя в состязательном уголовном процессе.

Заключение.

Список использованных источников.

Действия прокурора по обеспечению рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции

Завершением процесса расследования по уголовному делу является решение следователя или дознавателя о направлении уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) или о прекращении уголовного дела. Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным заключением (обвинительным актом) должен принять одно из решений указанных в ст. 221 (ст. 226 УПК РФ).

Действия прокурора и принимаемые им решения с момента поступления к нему уголовного дела с обвинительным заключением (обвинительным актом) и до начала рассмотрения дела по существу в судебном заседании рассматриваются как относительно самостоятельный этап его деятельности. Эта деятельность направлена на обеспечение рассмотрения дела в судебном заседании и вынесение судом законного, обоснованного и справедливого приговора или иного правосудного решения1.

Данная деятельность осуществляется на двух самостоятельных стадиях: она заканчивает производство на стадии предварительного расследования и реализуется на начальном этапе стадии подготовки уголовного дела к судебному разбирательству. Кроме того, на стадии предварительного расследования процессуальный статус прокурора не преобразуется, он выполняет свои полномочия непосредственно. На данном этапе при принятии решений прокурором в порядке ст. 221, ст. 226 УПК РФ отсутствует государственный обвинитель как участник уголовного процесса, поддерживающий в суде обвинение от имени государства.

На стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию прокурор выступает, с одной стороны как прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности, а с другой — как сторона в процессе — государственный обвинитель, осуществляющий уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения. При этом прокурор может одновременно выступать в качестве прокурора и государственного обвинителя, если будет самостоятельно поддерживать государственное обвинение, но может поручить выступать в качестве государственного обвинителя одному из помощников, тогда он будет осуществлять надзор за его деятельностью.

Направляя уголовное дело в суд с утвержденным обвинительным заключением (обвинительным актом), прокурор должен определиться и с поддержанием обвинения в суде по данному уголовному делу. В соответствии с пп. 1.3 п. 1 Приказа № 185 прокурор должен «назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения»1.

Прокурор, таким образом, при направлении уголовного дела в суд должен решить две задачи:

1) изучить представленное уголовное дело с обвинительным заключением (обвинительным актом), решив вопрос о правильном формулировании предъявленного обвинения и наличии достаточных доказательств для поддержания обвинения в суде;

2) определить кто из его подчиненных, либо он сам в судебном заседании будут поддерживать обвинение по данному уголовному делу.

Следует обратить внимание на то, что утверждение обвинительного заключения прокурором не является единичным или разовым актом, а представляет собой систему действий, где в качестве конечного результата могут иметь место различного рода решения, принимаемые им в порядке ст. 221, 226 УПК, гарантирующие надлежащее рассмотрение дела в судебном заседании .

Прокурор, изучая уголовное дело, проверяет его формальную сторону, не вникая в сущность обвинения и доказательств, его подтверждающих. Полномочия прокурора в порядке ст. 221 УПК РФ охватываются только правом утвердить обвинительное заключение, либо возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования, либо направить уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления уголовного дела по подсудности. В порядке ст. 226 УПК РФ прокурор может самостоятельно прекратить уголовное дело или направить для производства предварительного следствия. Нас интересует только полномочие прокурора, связанное с утверждением обвинительного заключения (обвинительного акта).

Деятельность прокурора при решении вопроса об утверждении обвинительного заключения не формирует из прокурора обвинителя. Оценив с позиций формальной логики информацию, представленную следователем, убедившись, что выводы следователя соответствуют имеющимся в деле доказательствам, прокурор не может остаться безучастным. Ему стало известно о совершенном преступлении, и, чтобы разобраться в том, действительно ли было совершено преступление и так ли, как об этом утверждает следователь, прокурор направляет материалы дела в суд и сам идет туда, чтобы в ходе судебного разбирательства при непосредственном исследовании доказательств найти ответ на эти вопросы. …

  • В основу был положен принцип независимости судебного следователя от местной администрации.
  • Мариупольский Л.А., Гольст Г.Р. К вопросу о процессуальных функциях следователя.
  • Якуб М.Л. О понятии процессуальной функции в советском уголовном судопроизводстве.
  • 2 История развития процессуальной компетенции следователя.
  • 1 Процессуальные функции следователя.
  • §дать понятие следователя как участника уголовного судопроизводства.
  • Темираев О.В. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.
  • §изучить роль следователя в состязательном процессе.
  • Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений.

Адвокат-представитель

Но следует отметить, что пригласить адвоката может не каждый законный представитель. Бывает и такое, когда у потерпевшего нет родственников или они действуют ему во вред, а органы опеки и попечительства не заинтересованы в защите прав потерпевшего. В таких ситуациях вопрос о привлечении адвоката абсолютно правомерен. Следователь, дознаватель, суд должны предпринять меры по привлечению адвоката.

Полномочия адвоката подтверждает ордер адвокатского образования, другие представители подтверждают свои полномочия доверенностью, заявлением потерпевшего. Суд принимает решение о допуске данного лица к процессу, после того, как убедится, что обстоятельства, исключающие участие этого лица в процессе, отсутствуют.

Представитель пользуется всеми правами представляемого им лица. При участии представителя само лицо также может участвовать в процессе и защищать свои права.

Замечание 2

Конечно, адвокат-представитель давать показания за потерпевшего не может. Дача показаний – исключительная прерогатива истца, который имеет сведения, значимые для дела и принимал непосредственное участие в расследуемом событии.

Представитель не может давать показания об обстоятельствах, которые значимы для дела, потому что сведения получены в процессе оказания профессиональной юридической помощи.

Но адвокат – представитель может пояснять обстоятельства гражданского иска, давать обоснование действиям.

Комментарий к ст. 42 УПК РФ

1. Потерпевший — это лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. В ч. 1 ст. 42 говорится лишь о постановлении суда, однако согласно смыслу понятия «постановление», придаваемому ему п. 25 ст. 5, речь идет именно о постановлении судьи, вынесенном единолично. Представляется, однако, что суд, действующий в коллегиальном составе, также вправе признать лицо потерпевшим, если данные об этом обнаружатся в судебном разбирательстве. Основанием признания лица потерпевшим служат достаточные доказательства полагать, что данному лицу причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело. Так, КС РФ в Определении от 21 октября 2008 г. по делу Русяева А.И. указал, что по смыслу ч. 1 ст. 42 УПК потерпевшим признается физическое лицо, которому причинен физический, имущественный, моральный вред непосредственно тем событием, по признакам которого было возбуждено уголовное дело. В ч. 1 настоящей статьи сказано о причинении потерпевшему вреда лишь преступлением. Тем не менее потерпевшим лицо признается и при производстве о применении принудительных мер медицинского характера, которое может вестись не только по поводу преступлений, но и в отношении деяний, совершенных невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 433). Кроме того, буквальное толкование термина «преступление» означало бы, что потерпевший может появиться в процессе не ранее постановления обвинительного приговора, однако это не так. Следовательно, на момент признания лица потерпевшим причинение ему вреда может быть установлено не только с достоверностью, но и с вероятностью, однако в любом случае это решение должно основываться на конкретных доказательствах, а не просто предположениях. При наличии оснований лицо может быть признано потерпевшим по делам не только об оконченных преступлениях, но и по делам о приготовлении к преступлению или покушении на совершение преступления.

2. Судебная практика до введения в действие УПК РФ исходила из того, что вред потерпевшему должен быть причинен преступлением непосредственно. Однако УПК РФ упоминает о непосредственном причинении вреда преступлением только в отношении гражданского истца (ст. 44). При буквальном толковании рассматриваемого положения получается, что потерпевшими можно признать всех лиц, которые потерпели имущественный вред даже ввиду отдаленных последствий преступления (например, предпринимателей, которые понесли убытки вследствие временного закрытия аэропорта, подвергшегося нападению террористов, и т.п.), что вряд ли оправданно.

3. Потерпевшими от уголовного преступления могут быть как физическое, так и юридическое лица. Физическому лицу может быть причинен как имущественный и моральный, так и физический вред, юридическому — только имущественный. Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные деяниями, посягающими на личные неимущественные права или другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину, а в случаях, специально предусмотренных законом, — и нарушающими имущественные права гражданина. Юридическое лицо не может испытывать ни нравственных, ни физических страданий, поскольку оно — организация (ст. 48 ГК). Деловая репутация юридического лица, которая может пострадать от действий обвиняемого или подозреваемого, подлежит защите на основании ст. 152 ГК. Вред деловой репутации может быть причинен не только такими преступлениями, как клевета и оскорбление, но и рядом других (нарушение авторских и смежных прав, нарушение изобретательских или патентных прав, заведомо ложная реклама, незаконное использование товарного знака, злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и др.). Физический вред заключается в расстройстве здоровья, причинении телесных повреждений, физических страданий. Имущественный вред состоит в причинении потерпевшему убытков, названных в ст. 15 ГК. На основании ст. 1064 ГК такой вред подлежит возмещению в полном объеме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *