В чью зону ответственности входят должностные инструкции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чью зону ответственности входят должностные инструкции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, в т. ч. и с должностной инструкцией.

В каких случаях пригодится ДИС?

Наличие такого документа полезно не только для работника, но и для работодателя. Рассмотрим стандартные случаи, в которых любой из сторон трудовых отношений желательно иметь в наличии ДИС:

  • Судебное разбирательство между работодателем и сотрудником. Подписанные ДИС предоставляют в качестве доказательства исполненных или неисполненных должностных обязанностей.

  • Обоснование отказа в трудоустройстве на должность. Ссылаясь на пункты ДИС, можно доказать, что кандидат не соответствует требованиям работодателя и не обладает достаточной компетенцией.

  • Проверка квалификации работника в рамках испытательного срока. Установленные при устройстве на работу должностные обязанности позволяют своевременно оценить навыки сотрудника и определить его соответствие занимаемой должности.

  • Распределение и конкретизация функционала работников. Четкие и понятные ДИС позволяют избежать рабочих конфликтов, связанных с размытыми границами ответственности и не совсем правильным распределением нагрузки между сотрудниками.

Какой порядок разработки и составления должностной инструкции?

  • Порядок разработки и утверждения должен быть установлен локальным нормативным актом работодателя. Обычно процесс включает в себя этапы подготовки, разработки, согласования и утверждения документа. Ключевым является ознакомление работника с инструкцией, а также всеми ее изменениями.

  • Самый распространенный, привычный, вид инструкции – документ, содержащий полное описание всех должностных обязанностей и способа их выполнения. Тем не менее, инструкция может быть краткой, максимально сжатой, определяя только ключевые должностные обязанности работника, но при этом содержать ссылки на регламенты и карты процессов, которые в свою очередь детализируют порядок выполнения каждой функции.

  • При разработке перечня должностных (трудовых) обязанностей по конкретной должности за основу принимаются положения профессиональных стандартов, квалификационные характеристики, содержащиеся в ЕКС, ЕТКС, а также типовые формы.

Каких ошибок необходимо избежать при работе с должностными инструкциями?

  • Формальный подход — это самая распространенная ошибка со стороны работодателей. Инструкции разрабатываются по устаревшим шаблонам и формам, без должного внимания к содержательной части документа и его прикладному характеру..

  • Бессодержательный текст. Инструкция содержит большое количество текста с отсутствием смысловой нагрузки, трудночитаемого, многократно повторяющего положения Трудового Кодекса РФ, трудового договора работника.

  • Включение в перечень обязанностей «распоряжения руководителей, не предусмотренные должностной инструкцией». Такое положение, с большой вероятностью, не будет признано судом соответствующим закону.

  • Дублирование. Должностные инструкции разрабатываются бессистемно, процесс согласования не соблюдается, в связи, с чем должностные обязанности отдельных сотрудников пересекаются, положения инструкций противоречат друг другу, имеют двойное толкование.

  • Нарушается порядок внесения изменений. Не соблюдается порядок изменения должностной инструкции в процессе трудовой деятельности работника: не предоставляется двухмесячный срок для ее ознакомления, отсутствует документально зафиксированный диалог между работником и работодателем по поводу вносимых изменений, отсутствуют подписи сторон, нарушается процедура ознакомления с инструкцией при переводе и перемещении работника, совместительстве.

Ознакомление работника с документом

Визы ознакомления работников могут быть расположены на последнем листе документа, ниже подписи составителя и виз согласования. В некоторых случаях может использоваться и специальный журнал, в котором работники расписываются в том, что ознакомлены со всеми локальными актами работодателя.

Форма представления должностной инструкции

Должностная инструкция работника может быть представлена в двух вариантах:

1. Типовая должностная инструкция по конкретной должности, т.е. универсальная для всех работников по данной позиции. С ней все соответствующие работники знакомятся под личную подпись. Чтобы требования законодательства нарушены не были, необходимо должностные обязанности предусмотреть также и в тексте трудового договора.

При использовании этого варианта должностные обязанности работника в трудовом договоре должны быть аналогичны тем, которые перечислены в типовой должностной инструкции.

2. Должностная инструкция составляется отдельным документом (с указанием перечня должностных обязанностей, вопросами подчиненности, взаимодействия и т.д.) и оформляется приложением к трудовому договору. В таком случае в основном тексте договора может отсутствовать перечень должностных обязанностей, однако необходима ссылка на данное приложение.

Распределение полномочий руководящего состава органов Госнаркоконтроля по организации разработки, согласованию и утверждению должностных инструкций

 Наименование 
должности
Организуют разработку
должностных
инструкций
 Согласовывают 
должностные
инструкции
 Утверждают 
должностные
инструкции
 1 
 2 
 3 
 4 
Первый 
заместитель
(заместитель)
председателя
Госнаркоконтроля
России
Начальник главного 
организационно-
аналитического
управления
Госнаркоконтроля
России
Начальник 
правового
управления
Госнаркоконтроля
России
Председатель 
Госнаркоконтроля
России
Начальник 
территориального
органа,
организации,
подразделения
Госнаркоконтроля
России
Начальник главного 
организационно-
аналитического
управления
Госнаркоконтроля
России
Начальник 
правового
управления,
начальник
управления кадров
Госнаркоконтроля
России
Заместитель 
председателя
Госнаркоконтроля
России в
соответствии с
распределением
обязанностей

Лист ознакомления с должностной инструкцией водителя

 N 
п/п
 Фамилия, имя,
отчество
работника
 Дата и номер
приказа о
приеме на
работу
Должность
 Дата 
ознакомления и
получения копии
инструкции
 Личная 
подпись
 1 
Горотеньков 
Иван
Алексеевич
Приказ от 
10.10.2009
N 18
Водитель 
 10.10.2009 
 Горотеньков 
 2 
Фонарев 
Евгений
Аполлинариевич
Приказ от 
12.10.2009
N 19
Водитель 
 13.10.2009 
 Фонарев 

Правовое значение Должностной инструкции

Должностная инструкция – это документ, который устанавливает организационно-правовое положение отдельного работника в структуре организации или в ее структурном подразделении.

Должностные инструкции работодатель использует для оценки поведения работника в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, в т. ч. при увольнении по основаниям, предусмотренным п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Читайте также:  Как восстановить трудовой стаж при утере трудовой книжки через пенсионный фонд

Для руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работников должностные инструкции являются инструментом управления, позволяющим решать организационные и координирующие задачи.

Работник, со своей стороны, заинтересован в четком определении характера работы, квалификационных требований, предъявляемых к занимаемой им должности, круга должностных обязанностей, собственных полномочий, прав и ответственности, установлении взаимосвязей.

Таким образом, должностная инструкция, является организационным документом и создается в целях:

  • закрепления видов работы, специализации работника;
  • установления квалификационных требований по отдельной должности;
  • устранения параллелизма и дублирования в выполнении отдельных операций;
  • установления взаимосвязей отдельных должностей;
  • разграничения обязанностей и прав работников;
  • установления их меры ответственности;
  • оценки деятельности каждого отдельного работника.

Хранение должностных инструкций

Должностные инструкции являются локальными нормативными актами продолжительного срока действия.

Наиболее удобным вариантом является централизованное хранение должностных инструкций в кадровой службе, которая знакомит с ними вновь принимаемых работников. Между тем в некоторых организациях данные документы хранятся в структурных подразделениях или в канцелярии.

В любом случае должностные инструкции формируются в отдельное дело (Основные правила работы архивов организаций одобрены решением Коллегии Росархива 06.02.02). Это дело имеет постоянный срок хранения (ст. 35а Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.00). В архив дело сдается после замены действующих должностных инструкций новыми.

За что несет ответственность

Должностные и функциональные обязанности учителя подлежат обязательному выполнению и работник несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение их, в том числе за:

  • сохранение жизни и здоровья детей;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • за несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • неоказание своевременной медицинской помощи и сокрытие несчастного случая;
  • превышение полномочий.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Общие положения
1.1.Учитель школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.2.В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.3.Учитель должен знать:
•Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
•основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
•методику преподавания предмета и воспитательной работы; про-граммы и учебники;
•требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
•средства обучения и их дидактические возможности;
•основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
•основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Должностные обязанности
2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
•безопасное проведение образовательного процесса;
•принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
•проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
•организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
•осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.
2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.
2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.
2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
2.22.Учителю запрещается:
•изменять по своему усмотрению расписание занятий;
•отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
•удалять учащегося с урока;
•курить в помещении школы.
2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
•проводит паспортизацию своего кабинета;
•постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
•организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
•разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
•принимает участие в смотре учебных кабинетов.
2.24.Учитель иностранного языка:
2.24.1.Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебному предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, выведения, соблюдение единого орфографического режима.
2.24.2.Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
•5-6 классы – после каждого урока в течение учебного года;
•7-9 классы – после каждого урока у слабых учащихся; у сильных – наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели.
•10-11 классы – тетради всех учащихся проверяются один раз в учебную четверть, а тетради-словари – один раз в месяц.
2.24.3.Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ.
2.24.4.Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
2.24.5.Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии более 70 работ – через один — два урока. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.
2.24.6.Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
2.24.7.Тетради контрольных работ учащихся хранятся в учебном кабинете в течение учебного года.
2.24.8.Организует проведение школьной олимпиады по предмету и внеклассную работу по предмету.
2.24.9.Формирует команду школы для участия в районной олимпиаде.
Права
3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
3.5. На получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.
Ответственность
4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

Читайте также:  Вычеты на ребенка в 2023 году предельная величина

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Учитель должен знать:

  1. законодательные документы Российской Федерации по вопросам образования, в том числе Конвенцию о правах ребёнка;

  2. нормативные документы органов управления образованием по вопросам образования;

  3. педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

  4. основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

  5. методику преподавания учебного предмета, методику воспитательной работы;

  6. учебные программы и методическое обеспечение учебного предмета;

  7. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

  8. средства обучения и их дидактические возможности;

  9. основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

  10. основы права, научной организации труда;

  11. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

  1. Функциональные обязанности

Учитель:

  1. обеспечивает организацию образовательного процесса во время учебных занятий;

  2. использует для реализации образовательного процесса методические средства, отвечающие современным требованиям;

  3. обеспечивает выполнение учебных программ, учебных планов в соответствии с тематическим планированием;

  4. создаёт условия для творческой работы обучающихся во время учебных занятий, используя индивидуальный подход к обучению;

  5. осуществляет текущий контроль знаний обучающихся в соответствии с уставом школы и требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  6. обеспечивает дисциплину обучающихся во время учебных занятий, организуя различные формы работы обучающихся по освоению учебного материала;

  7. выполняет санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса, контролирует выполнение правил техники безопасности обучающихся во время проведения учебных занятий;

  8. проводит со слабоуспевающими, заболевшими обучающимися дополнительные консультации по устранению пробелов в знании учебного материала;

  9. осуществляет по распоряжению руководства замену заболевших преподавателей;

  10. анализирует работу обучающихся на учебных занятиях и подготовку к ним;

  11. принимает участие в работе методического объединения педагогов, работает над самообразованием;

  12. осуществляет работу по общешкольной методической теме.

  1. Учитель имеет право на:

  1. выбор образовательной программы, методического обеспечения;

  2. посещение уроков других учителей по взаимной договорённости и по рекомендации руководства школы для ознакомления и обмена опытом преподавания, опытом работы с классом;

  3. выбор методического объединения по совершенствованию методического мастерства, форм и методов работы, повышения квалификации образовательного уровня;

  4. досрочную аттестацию и переаттестацию;

  5. проведение экспериментальной работы по плану, установленному экспертным советом и руководством школы;

  6. участие в работе комиссий органа управления образованием по проверке других образовательных учреждений (инспектирование, аттестация и др.);

  7. участие в самоуправлении школы;

  8. защиту законных прав обучающихся, коллег по работе и своих личных;

  9. индивидуальную трудовую деятельность при соответствующей регистрации;

  10. социальную защиту.

  1. Учитель несёт ответственность:

  1. за невыполнение функциональных обязанностей, правил внутреннего распорядка, устава школы;

  2. за нарушение правил техники безопасности обучающимися во время проведения учебных занятий, за нарушение охраны труда и здоровье обучающихся;

  3. за непринятие своевременных необходимых мер к предотвращению уничтожения или порчи материальных ценностей школы.

  1. Организация деятельности учителя:

  1. планирование образовательной деятельности в соответствии с общешкольным планом работы;

  2. работа над повышением квалификации;

  3. ведение установленной документации в соответствии с указаниями (оформление классных журналов, журналов факультативных занятий, журналов регистрации отчёта работы с обучающимися на дому по болезни, личных дел обучающихся, дневников обучающихся).

Читайте также:  Начинающему секретарю: оформляем правильно реквизиты документов (продолжение)

Порядок утверждения должностной инструкции

Должностные инструкции разрабатываются отделом кадров и подписываются руководителем службы делопроизводства.

При этом должностные инструкции могут быть согласованы с руководителями тех структурных подразделений, в которых работает сотрудник.

После этого должностные инструкции утверждает руководитель организации.

После утверждения должностной инструкции с ней следует ознакомить работника, принимаемого на должность (профессию).

Свою подпись работник может поставить:

  • на отдельном листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью инструкции;

  • в специальном журнале ознакомления с должностными инструкциями по форме, утвержденной в организации;

  • на самой инструкции в соответствующей графе;

  • иными способами, принятыми в организации и не противоречащими законодательству.

Как оформить изменение

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.

5 лет — максимальный срок лишения свободы за смерть по неосторожности двух и более лиц (ст. 143 УК)

Почему опасно. Возможна уголовная ответственность. С такой формулировкой в должностной инструкции специалист по охране труда будет отвечать за тяжелые и смертельные несчастные случаи наравне с директором и другими руководящими сотрудниками. Аналогичный смысл у формулировки «Несет персональную ответственность за состояние охраны труда в целом по предприятию».

Такие формулировки могут быть только у сотрудников с административными функциями: генеральный директор, его заместитель, главный инженер, технический директор и т. д. Может показаться, что в суде всем будет понятно, что специалист по охране труда не распределяет бюджет и не может остановить производственный процесс из-за нарушений требований безопасности. Но инспектор, следователь и суд будут анализировать локальные документы, а не устные доводы.

Как изменить. Эту формулировку не нужно менять, ее следует убрать из должностной инструкции специалиста по охране труда.

Как обосновать. Работодатель устанавливает для должностных лиц организации обязанности в сфере охраны труда в зависимости от уровня управления (п. 21 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Поэтому в целом по предприятию за охрану труда может отвечать должностное лицо, которому подчиняются сотрудники всей организации. Служба охраны труда — обособленное подразделение, другие работники ей не подчиняются. Со всеми замечаниями и предложениями специалист по охране труда идет к руководителю организации или его заместителям. Таким образом, именно на них должны быть возложены обязанности по обеспечению охраны труда в целом по предприятию.

Почему опасно. Ответственные за безопасное производство работ — первые претенденты на уголовную ответственность за причинение вреда по неосторожности по причине нарушения требований охраны труда (ст. 143 УК). Чаще всего основной причиной несчастного случая комиссия признает неудовлетворительную организацию производства работ. Так, в 2018 году по этой причине произошел каждый третий несчастный случай (отчет о деятельности Роструда за 2018 год).

Когда материалы расследования передают в следственный комитет, главного обвиняемого следователь выбирает исходя из основной причины, указанной в акте Н-1, и в должностных инструкциях сотрудников.

В должностных инструкциях специалистов по охране труда встречаются другие подобные опасные формулировки, которые нужно заменить:

  • «обеспечивает безопасность работников на производственных площадках»;
  • «обеспечивает эффективную эксплуатацию и безопасность машин и оборудования»;
  • «организует работы по оформлению и выдаче нарядов-допусков, актов допусков, проектов и планов производства работ».

25 тыс. руб. — штраф на должностное лицо за каждого сотрудника, которого допустили к работе без обучения и проверки знаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП)

Почему опасно. Уголовная ответственность, если необученный сотрудник получит тяжелые повреждения или погибнет. Также для должностного лица, которое допустит сотрудника к работе без проверки знаний, предусмотрели административную ответственность. Оштрафовать могут не только при тяжелых травмах, но и при плановой и внеплановой проверке ГИТ.

Как изменить. «Участвует в работе комиссии по проверке знаний у работников в части требований охраны труда». Либо «осуществляет проверку знаний по охране труда у работников». Уместны формулировки, по которым специалист по охране труда занимается проверкой знаний в области охраны труда, но не допуском сотрудников к работе.

Как обосновать. Специалист по охране труда не может допускать или отстранять сотрудников от работы, так как ему никто не подчиняется. Такую функцию закрепляют за непосредственным руководителем, прописывают требование в СУОТ и его должностной инструкции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *