Правовые аспекты постоянного пользования земельным участком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты постоянного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.

Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).

Какие существуют виды пользования землёй

Права на земельный участок могут иметь такие формы, как:

  • Аренда. Наиболее распространенная форма узаконивания, которой могут пользоваться и граждане, и компании за определенную плату на условиях, прописанных в договоре;
  • Сервитут. Это ограничение права использовать землю лицом, который не является ее собственником, но имеет на это законные основания (например, право размещения газопровода, водопровода; право прохода);
  • Безвозмездное использование на срочной основе. Это самый редкий вид правоотношений, возникающий, когда заключается договор, и земля является собственностью его сторон;
  • Постоянное (бессрочное) пользование и право пожизненного наследуемого владения землей. Эти виды прав есть только у лиц, получивших такую привилегию до 2001 года, то есть до принятия ЗК РФ. Теперь земля подобным образом не оформляется, и эти формы постепенно утрачивают актуальность.

Какие этапы процедуры легализации права пользования на землю

Оформление права пользования земельным участком начинается с подготовки документов, включая составление заявления и оплату государственной пошлины. Проводится юридическая экспертиза на предмет достоверности и полноты информации, соответствия сделки нормам закона. После подачи документов на регистрацию, регистратор проверяет, нет ли противоречий, связанных с правом пользования конкретным объектом. После этого обновленные данные вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, и заявитель получает на руки подтверждение регистрации в форме выписки. С этого момента права на землю считаются узаконенными. Отказ в регистрации или приостановление влекут дополнительные этапы, в том числе отстаивание интересов в апелляционной комиссии Росреестра и суде.

Наследство права на бессрочное пользование земельным участком — что это и как происходит?

Не воспользовавшиеся предоставленным преимуществом, вправе компенсировать недочёты, во избежание конфликтов с администрацией населённого пункта, в случае смерти владельца. Так как участие в имущественных сделках и передача по наследству для этого вида права не санкционирована, участками могут пользоваться только настоящие правообладатели.

Однако на землях населённых пунктов возведены капитальные строения, которые могут передаваться по наследству, являясь собственностью владельцев. Вступая в наследование земельного участка на праве бессрочного пользования, правопреемникам требуется обратиться в администрацию, для оформления аренды ЗУ. С разрешения хозяйствующего субъекта допустима их приватизация или выкуп по кадастровой стоимости.

Гражданам, не переоформившим земли, следует исправить данный правовой недочёт, приватизировав их или оформив аренду. Данные виды владения предусматривают беспрепятственную форму распоряжения, в том числе – переход прав по наследству.

Фактическое пользование земельным участком

Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком».

О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Также следует отметить, что фактическое пользование земельным участком имеет значение и для приобретения данного участка в собственность, если гражданин, не являющийся собственником участка, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на него в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Таким образом, право фактического пользования земельным участком имеет правовое значение для оформления в собственность земельного участка при условии нахождения в собственности недвижимости, расположенной на данном участке и находящейся в собственности до введения в действие Земельного кодекса РФ, либо открытого и фактического владения участком в течение пятнадцати лет.

Определение порядка пользования земельным участком

По общему правилу, установленному в ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Данное правило применимо и к земельным участкам.

Так, если земельным участком владеют несколько собственников, то пользование таким участком должно осуществляться по соглашению между ними. И лишь при отсутствии общего соглашения сособственников или наличии между ними спора установить порядок пользования земельным участком необходимо в судебном порядке.

Следует обратить внимание, что даже при судебном определении порядка пользования земельным участком и определении, какая часть участка и в каком размере передается в пользование тому или иному сособственнику, сам участок остается неизменным и неделимым и у него остается прежний и единственный кадастровый номер.

Если земельный участок принадлежит лицам на праве собственности, то единственный критерий, которым будет руководствоваться суд, это размер долей в праве собственности на земельный участок. При этом установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

Таким образом, для определения порядка пользования земельным участком (при отсутствии добровольного соглашения между сособственниками) необходимо подготовить и предъявить в суд по месту нахождения земельного участка исковое заявление об определении порядка пользования участком, ответчиками по которому будут другие собственники.

Сумма государственной пошлины по данному иску составит 300 рублей (пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В исковом заявлении следует указать, что истец является сособственником земельного участка, однако при отсутствии добровольного соглашения с другими сособственниками не имеет возможности пользоваться своей частью земельного участка или его права нарушаются. Также в исковом заявлении следует попросить выделить в пользование конкретную часть земельного участка.

Читайте также:  Алименты с материальной помощи к отпуску, на лечение: удерживаются или нет

Помимо способа определения порядка пользования земельным участком, указанного выше, существует еще один способ, связанный с переходом права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам. В этом случае порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ч. 1 ст. 35 ЗК РФ).

В любом случае при наличии споров о порядке пользования земельным участком следует обращаться с исковым заявлением в суд.

На каком праве АУ пользуется земельным участком?

Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:

  • право оперативного управления имуществом;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
  • аренда;
  • сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
  • безвозмездное срочное пользование.

В каких случаях возникает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Надо ли данные по земельному участку отражать в бухгалтерском учете?

Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:

  • приобретение земельных участков;
  • продажа земельных участков;
  • передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.

Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.

Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).

Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):

  • принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
  • находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
  • полученные организацией в аренду;
  • полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • полученные организацией в доверительное управление.

Определение порядка пользования земельным участком через суд

Фактическое начало судебного процесса – подача иска об определении порядка пользования земельным участком. Истец должен информировать суд о возникновении спора и предложить варианты урегулирования. Определение порядка пользования земельным участком происходит по правилам исключительной подсудности, в мировом суде по месту нахождения спорной территории. К исковому заявлению прилагают:

  • копию общегражданского паспорта;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы: выписку из ЕГРН, договор купли-продажи, свидетельство о приватизации или наследовании;
  • кадастровый паспорт;
  • справку об отсутствии строений или документы БТИ на постройку;
  • иную документацию;
  • квитанцию об уплате государственного сбора.

Во время процесса судья может назначить землеустроительную экспертизу по определению порядка пользования земельным участком. Эксперт анализирует ситуацию и излагает варианты фактической эксплуатации ЗУ в заключении, которое фигурирует на суде как доказательство.

Определение порядка пользования земельным участком согласно долям раздела кажется самым логичным вариантом. При этом площадь используемой земли соответствует размеру доли. Однако на практике чаще встречаются случаи, когда суд определил порядок пользования земельным участком в соответствии с фактическими условиями. Иными словами, суд склонен закрепить привычную модель землепользования, которая сложилась за много лет.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

Читайте также:  Некорректное заполнение полей налогового периода 107 центр инвест

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Требования земельного законодательства

В качестве определенного элемента правового режима земельных участков возможно назвать требования земельного законодательства для формирования новых земельных участков, содержащиеся в ст. 11.9 ЗК РФ, в том числе:

  • определение максимального и минимального размера земельного участка, который не должен нарушаться при совершении земельных сделок;
  • зависимость от формирования новых земельных участков в существующих границах муниципальных образований и (или) границ поселений;
  • возможность осуществления разрешенного использования объектов недвижимости, расположенных на других землях;
  • другие правовые требования, направленные на обеспечение рационального использования и охраны земли.

В итоге, к элементам правового режима земельных участков возможно отнести:

  • категорию земли;
  • разрешенное использование земли;
  • общие и особые требования к земле и другим отраслям законодательства об использовании и охране земель и земельных участков;
  • ограничения прав на землю в общественных интересах;
  • земельные участки в пользу частных лиц;
  • требования земельного законодательства для формирования новых земельных участков.
Читайте также:  Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в Ленинградской области

Вещно-правовой характер права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Правовая сущность и своеобразие права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наиболее полно раскрываются при характеристике данного права с точки зрения его принадлежности к системе вещных прав. В силу прямого указания закона право постоянного (бессрочного) пользование земельным участком отнесено к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (п. 1 ст. 216 ГК РФ). Категория вещных прав зародилась в римской цивилистике. Римские юристы говорили о наличии двух исков — личного (actionis in personam) и вещного (actionis in rem). Второй был направлен на защиту таких прав как право собственности, сервитут, право застройки, пользовладения и др. С помощью первого, защищались права, основанные на сделках160. Деление прав на вещные и обязательственные нашло свое продолжение в правовых системах романо-германской системы права, а именно, во Франции, Австрии, Германии, России. В странах англоамериканской правовой системы иная концепция построения отношений между субъектами по поводу вещей.

Некоторое время тема вещных прав в советском гражданском праве была закрыта. Вещное право рассматривалось как обветшалая категория, плеоназм, то есть категория, которая не несет в себе никакого потенциала, ибо сводится только к праву собственности161. Преобладание таких суждений имело не только политическую и идеологическую, но и правовую подоплеку. Наличие разветвленной системы вещных прав всегда являлось следствием развитого института частной собственности, особенно, частной собственности на землю. Ведь большинство ограниченных вещных прав — это права на землю (сервитута, пожизненное наследуемое владение, право застройки, ипотека и др.). А, как известно, в 1917 г. частная собственность на землю была упразднена. Единственным собственником земли стало государство. Да и в отношении иного имущества превалировала именно государственная собственность. Итогом этому стало полное законодательное игнорирование данной категории. Исчезли не только права, но и сам термин «вещное право». В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. было урегулировано только основополагающее вещное право — право собственности. Иные вещные права даже не упоминались.

Возрождение этой категории началось в 90-е годы с Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., в котором впервые после долгого перерыва вновь были узаконены вещные права (ст. 5). Закон говорил о таких вещных правах как право собственности, право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления, иные вещные права на земельные участки и природные ресурсы. Следующий шаг в этом направлении был сделан в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., где появился отдельный раздел, посвященный вещным правам. И, конечно, в новом Гражданском кодексе вещные права заняли должное место.

Одна из проблем в исследовании вещных прав сводится к определению их сущности. Согласно русской дореволюционной юридической доктрине, сущность вещных прав состоит в том, что «между данным лицом и данной вещью устанавливается некоторая идеальная (юридическая) непосредственная связь: вещь предоставляется господству известного лица, отдается в его волю, принадлежит ему» . То есть, в то время как обязательственные права являются формой юридических отношений лиц к лицам, вещные права являются формой юридических отношений лиц к вещам. «Конечно, и вещное право создает известные отношения ко всем членам гражданского общества (всякий обязан воздерживаться от нарушения моей власти над вещью), но эти отношения являются лишь отражением права на вещь, его дополнением и посредственным результатом»163.

Право постоянного (бессрочного) пользования представляет собой право лица на вещь, под которым понимается возможность реализации землепользователем определенных правомочий в отношении вещи. Право постоянного пользования земельным участком, как любое вещное право, является формой «юридического» отношения лица к вещи. Отношение лица к вещи может быть разнообразным: эстетическим (наслаждение картиной), практическим (использование вещи в быту), познавательным (получение новой информации из книги), юридическим и т.д. Применительно к вещным правам нас интересует именно юридическое отношение лица к вещи. Сам термин «юридическое отношение» указывает на то, что речь идет об отношении, которое складывается в обществе, при взаимодействии людей между собой.

Иными словами, юридическое отношение лица к вещи, устанавливаемое вещным правом, следует понимать не как непосредственное соприкосновение субъекта с вещью или чувства субъекта по отношению к вещи, а как возможность осуществления лицом своего права на вещь без посредничества других лиц164, то есть, совершение с вещью разрешенных законом действий, не имея препятствий в виде действий других лиц.

Исходя из сказанного, вещные права представляют собой построение отношений к вещам по типу субъективных индивидуальных прав, «сущность которых заключается в известной юридически обеспеченной возможности действовать по своему желанию» ,65. Конструкция «вещное право — есть отношение господства лица над вещью» подверглась (особенно в советское время) и подвергается критике, на основании того, что правоотношения существуют только между лицами и не может быть юридически значимых отношений между лицом и вещью.

Для осуществления своей хозяйственной деятельности юридическому лицу требуется земля или расположенные на ней здания. Для определенных категорий существует возможность не покупать участок, а получить его в бессрочную аренду. Законодательство четко определяет порядок заключения такого договора, который надо соблюдать неукоснительно, иначе сделка может быть признана недействительной.

В советское время не существовало понятия «частная собственность». Вся земля была поделена и передана гражданам в постоянное бессрочное пользование. С момента вступления в законную силу нового Земельного кодекса участки стали передаваться физическим лицам в аренду, но для тех, кто использовал надел по праву бессрочного пользования, ничего не изменилось. Расскажем в статье, что такое постоянное бессрочное пользование земельным участком, может ли оно быть отменено и как переоформить такую землю в собственность.

Постоянное бессрочное пользование – это предоставление возможности извлекать выгоду от использования земли по целевому назначению неограниченное временными рамками. Это одно из юридических вещных прав, которое регулируется ст. 216, 268-270 Гражданского кодекса РФ.

Граждане, владеющие земельным участком по праву бессрочного пользования, могут распоряжаться наделом в пределах законодательной базы. Другими словами, владельцы вправе использовать земельный участок в пределах его целевого назначения. То есть, к примеру, недопустимо строительство жилого дома на участке сельхозназначения или организация свалки на земле, предназначенной под ИЖС.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Отклонения от прямого целевого назначения должны быть задокументированы посредством распоряжений и актов собственника земли – местной администрации. Важный момент – возведенные на таком участке дома, хозяйственные постройки и иные сооружения будут являться собственностью пользователя земли.

Сейчас правом на бессрочное постоянное пользование землей обладают только те граждане, которые получили его до вступления в силу обновленного законодательства. Местная администрация предпринимает действия по адаптации прав владения землей к новой нормативной базе. Бессрочным владельцам предлагается переоформление участков в аренду или собственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *